Проведя немало исследований и анализ работы современных педагогов, психологи пришли к выводу, что данная профессия в равной степени требует наличия как определенных врожденных качеств, так и хорошего образования. Ведь, с одной стороны, для работы с учениками необходимы такие черты характера и умения, как терпение, проницательность, умение правильно и доступно излагать свои мысли, адекватно оценивать ситуацию, завоевывать авторитет и заинтересовывать учеников. При большом желании и работе над собой большинство из этих качеств можно развить в процессе жизни и обучения.
С другой же стороны, даже если у человека есть талант учителя, он вряд ли сможет стать хорошим педагогом без специальной подготовки, которая предполагает изучение основ психологии, профильных дисциплин, ознакомление с классическими и новейшими методиками преподавания и т.д. Ведь обучение в вузе дает возможность перенять опыт известных педагогов, проанализировать наиболее распространенные ошибки и взять на вооружение удачные идеи.
Талантливый педагог, который хочет развиваться и достигать все новых высот в профессиональной сфере, должен постоянно обучаться, не останавливаясь ни на минуту. Ведь общество постоянно меняется, поэтому меняются и его потребности, следовательно, и методы обучения нужные новые, адаптированные для современного ученика.