Критерии оценки содержания и защиты проекта:
(см. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)
«Индивидуальный исследовательский проект», п.11)
«Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и
способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и
интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.»
Что такое «индивидуальный проект» и как мы это видим в Школе-ВУЗе «Современное образование»?
I. Для начала давайте для себя уясним, что «индивидуальный проект» пишется 1-2 года, в 10-11 классах, далее защищается (с комиссией, протоколами и т.д.), и оценка за него идет в аттестат. До 10 класса деятельности по «индивидуальным проектам» фактически нет, и к 10 классу перед ребенком встает не очень понятная для него задача – создать «индивидуальный проект», да еще его и защитить. Как вам!?
II. Что предлагаем мы (коллектив Школы-ВУЗа)? Начать готовить нашего ученика к этому уже с 1 класса. Пусть для начала это будут какие-то небольшие и не очень сложные «проекты/задания» в рамках школьной программы (предметов) и личных увлечений. Поначалу это могут быть: ответы на вопросы, сочинения, устные доклады, творческие работы (рисунки, макеты, поделки и т.д.) и не один в год, их может быть несколько. Не стоит поначалу требовать от детей каких-то титанических научных трудов.
III. Для формирования у ребенка к 10 классу тех необходимых навыков в нашей школе уже есть следующие направления учебно-воспитательной деятельности. Вот только некоторые их них:
1. «Интернет поиск» призван научить (сформировать навыки) ребенка:
а) правильно формулировать поиск необходимой информации;
б) вычленить нужную и достоверную информацию;
в) проанализировать ее;
г) облечь ее в свои мысли, текст, доклад, выступление.
2. «Комплексное занятие» призвано научить (сформировать навыки) ребенка:
а) работать с большим объемом/калейдоскопом информации;
б) работать с разными видами информации (печатно, на слух, визуально и т.д.);
в) взаимодействовать друг с другом.
3. «АРПИС» призван научить (сформировать навыки) ребенка:
а) публично выступать;
б) анализировать свое участие;
в) инициировать и воплощать.
4. «Клуб Капитанов»/«Юнги» призван научить (сформировать навыки) ребенка:
а) видеть все многообразие деятельности;
б) найти себя в том или ином направлении и по нему двигаться (сначала с помощью, потом самостоятельно);
в) помогать школе, ученикам и т.д.;
г) работать как индивидуально, так и в команде;
д) ставить задачи, находить пути решения и реализовывать их.
Вся вышеуказанная деятельность, так или иначе, способствует формированию у детей столь необходимых навыков не только для создания «индивидуального проекта», но главным образом, для взрослой осознанной жизни.
А научить их оформить свой «проект» по нужным критериям: нужный шрифт, абзац, отступ, слайд, презентация, картинка и т. д. – не самая сложная задача. Пройдя через 9 лет таких «проектов», для них, это уже не будет чем-то сверхъестественным.