август 2015 Водное растение поможет создать атлас России Студентка Томского политехнического университета изучает ряску – растение, обитающее в водоемах со стоячей водой, и исследует химические элементы, которое оно накапливает.
Это растение очищает водоёмы от углекислоты, вырабатывает кислород и служит питанием для некоторых видов рыб.
Ряска растет на территории всей страны, именно поэтому студентка выбрала ее для своего исследования. Собрав данные во всех регионах, можно проанализировать информацию о состоянии окружающей среды от Калининграда до Камчатки.
«Любое растение отражает состояние окружающей среды, растения накапливают элементы, распространенные в данной местности. В 70-е годы выдающийся ученый Виктор Ковальский вместе с другими учеными создал биохимическую карту страны на основе анализа состава растений. Эта карта показывала территории с избытком или недостатком тех или иных элементов. Это титаническая работа, – приводит пресс-служба Томского политехнического университета слова научного руководителя студентки Анны Максимовой, профессора кафедры геоэкологии и геохимии Натальи Барановской. – В свое время она, например, помогла скорректировать питание скота и избежать эндемий. Сейчас эта карта требует обновления, так как раньше можно было изучать лишь порядка 40 элементов, которые накапливают растения. На чистом энтузиазме Анна взялась за получение новых актуальных данных для подобной карты».
Прежде всего, девушка изучила состав ряски в водоемах Томской области, разный химический состав позволил ей сделать интересные выводы.
«Мы можем сказать, что, например, в Кожевниковском районе наблюдается урановая аномалия, в северных нефтегазоносных районах – высокая концентрация брома. Эти данные подтверждают и другие исследователи», – приводит пресс-служба Томского политехнического университета слова Натальи Барановской.
Студентка намерена составить биохимический атлас России. Сейчас она изучает состав ряски на Алтае и ищет энтузиастов, которые готовы собрать информацию в отдаленных уголках страны. Уже удалось найти добровольных помощников в 61-м регионе: они укажут координаты водоема, сделают его фотографии, соберут образцы растения, высушат их и отправят по почте автору проекта. После этого студентка проведет анализ полученного материала: в университетской лаборатории можно определить до 29-ти химических элементов в образцах. На более чувствительный анализ, позволяющий выделить до 60-ти элементов, – масс-спектрометрию с индуктивно-связанной плазмой, который проводится в сертифицированных лабораториях, потребуется грант
Подробнее:
http://rosnauka.ru/news/865