Проведение персональных занятий.
1) Цели.
а) Общие.
- научить ребенка коммуникативному взаимодействию в иноязычной среде.
б) Частные.
- развить все виды речевой деятельности.
2) Принципы проведения урока.
а) Ознакомление с новой структурой происходит через одновременное становление произносительных, лексических, грамматических и навыков аудирования. Для этой цели хорошо подходит ЛУР (ученик повторяет новую структуру за диктором, потом закрепляет ее – повторяет за учителем). Когда таких структур набирается достаточно, ученик может соединять их в небольших монологах или диалогах с учителем.
б) Использование игровых форм для стимулирование речи. Особенно это актуально для учеников младших классов.
Допустим, ученик выучил все слова по теме “Моя семья”: мама, папа, брат, сестра и т д. Он также умеет задавать вопросы типа: “У тебя есть брать?; Твоя семья большая?; Где живут твои родственники?” В ответах он может использовать как утвердительную, так и отрицательную форму глаголов.
Можно дать ему вариант задания №1
Пример: Расскажи учителю о своей семье.
А можно дать вариант задания №2
Пример: Загадай сказочного персонажа. Пусть учитель отгадает его с помощью вопросов о его/ее семье, а также о стране, в которой этот сказочный персонаж родился и живет.
Какой предпочтительнее?
в) Предвидение возможных проблем. Их масса. Вот лишь некоторые из них (из собственной скромной практики):
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.
- учащиеся часто переходят на использование родного языка.
-учащимся нечего сказать по обсуждаемой теме.
Некоторые пути преодоления возможных проблем:
- Занятия необходимо строить с учетом реального информационного запаса обучаемых. На начальном уровне это необязательно. Ученик может начать изучение новой темы (например:“Семья”) с нуля, и в дальнейшем использовать знания по этой теме для освоения более сложных тем, опирающихся на активный запас лексики из темы “Семья”. Пример более сложных тем по теме “Семья”: Особенности поведения родственников в Европейских семьях”.
в) Обучение учеников формам монолога/диалога. Прежде, чем дать задание, например по теме “Мой родной город”, учитель должен выбрать наиболее предпочтительную форму монолога (рассказ, характеристика, описание) и дать ученику задание написать работу по этой форме. Например: охарактеризуй свой город. Или напиши другу письмо о своем городе.
3) Примеры заданий для начального этапа обучаемых
а) Уровень слова
- назвать слово, глядя на картинку.
- выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.
- отгадать слово по его дефиниции.
б) Уровень предложения
- ответы на вопросы, предполагающие использование новой лексики
- постановка вопросов к имеющимся ответам.
- закончить предложение, заполнить пропуски.
- соединение разрозненных частей предложения.
- перефразирование предложений
в) Уровень сверхфразового единства.
- описание картинки
- игры.
Для развития диалогической речи нужно сделать акцент на следующих умениях:
- умение задавать вопросы различных типов
- логично отвечать на вопросы
- использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре.
- употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения
- -пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как: выражение согласия, несогласия и т. д.
Пример задания на развитие диалогической речи:
Учитель: Я буду зачитывать различные реплики, утверждения, вопросы. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно и быстро отреагировать на них;
Примеры реплик: “Как дела?”; “Хочешь пойти сегодня в кино?”; “Вспомни, как ты провел прошлое лето”