Коллеги — вот такое соображение. И в нынешнем, и в условно "улучшенном" виде ИС проверяет то, чему в школах не учат. В этом фундаментальная абсурдность и бессмысленность экзамена, которую не исправить критериями и точечными улучшениями.
Ни школьная литература, ни школьный русский в нынешнем виде не рассчитаны то, чтобы научить хоть кого-то "рассуждать" об этических, моральных, политических, социальных проблемах. А это умение, которое не появится само собой вместе с развитием абстрактного мышления. Чтобы составить внятное, осмысленное высказывание на такую тему, ученикам нужно сначала получить опыт, открытость современному миру, успеть познакомиться с подобными проблемами — и не через классические тексты. Нужно владеть азами риторики - как формой, как драматургией убедительности. И всё это должно быть со средней школы как минимум.