38577
« : 14 июня 2013, 12:00:58 »
В начальной школе очень актуален вопрос о критерии оценивания, ведь кроме проверочных (контрольных и самостоятельных) работ учителя ежедневно проверяют классно-домашние тетради по русскому языку, по математике, по литературному чтению. Считаю это очень важным. В начальной школе работы детей должны находиться под постоянным контролем учителя, поскольку правила орфографии, пунктуации, каллиграфии, математики – это основа всех будущих знаний ребёнка.
В Школе-Вузе "Современное образование" сейчас идёт серьёзная работа в методических объединениях по выработке единых критериев оценивания. На мой взгляд, предложенные критерии, выложенные в данном разделе, охватывают все аспекты обучения, достаточно подробны, доступны для понимания детей и родителей, поэтому считаю, что эти критерии оценивания наиболее объективны.
Хочу остановиться на оценивании письменных работ по русскому языку. Думаю, этот вопрос будет актуален не только для начальной школы. А вопрос этот заключается в том, что НЕ должно повлиять на снижение оценки
В первом классе используется только словесная оценка, даже не в цифровом её выражении, а развёрнутая оценка со стороны учителя (например, « очень хорошо, ты постарался»).
В начальных классах система оценивания такая:
«5» –нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» –не более двух грамматических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» –допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» –допущено более 5 грамматических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» –допущено 8 грамматических ошибок.
Очень важно, чтобы при оценивании работ учеников были учтены такие нюансы, которые не должны влиять на снижение оценки. Например, ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые пока не изучались детьми; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова без искажения смысла; повторение одной и той же буквы в слове (например, «каарандаш»); недописанное слово (например, «картофе»); перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Очень важно также, чтобы дети умели работать в черновиках. А чтобы они понимали необходимость такой работы, следует при спорных вопросах при оценивании обращаться к черновикам, и если там нет ошибки, допущенной в "чистовике", то оценка не должна снижаться. Использование черновиков также помогает избегать излишних исправлений,так называемой "грязи", в основной работе.
Отдельного разговора заслуживает оценивание за чистописание и каллиграфию. На мой взгляд, конечно, надо требовать от детей аккуратно вести тетради и выполнять письменные работы. Но всё-таки исправления нельзя засчитывать как ошибку. Это очень неоднозначный вопрос – снижение оценки «за грязь». Я всегда требую от ребят, чтобы они перепроверяли свои работы (минимум 2 раза). Какой тогда смысл в проверке, если за исправление снижать оценку? Для объективности напомню, что 2 исправления снижают оценку на балл. Правила каллиграфии тоже, конечно, нарушать нельзя, но есть дети, к которым в вопросе каллиграфии должен быть особый, индивидуальный подход. И если по критериям оценивания уже в 3 –ем классе допускается только одно исправление графического характера ( соответственно, в 4-м - ни одного), то для детей с дисграфией или подозрением на неё критерии оценивания должны быть индивидуальными. Допустим, в 1-м классе в середине учебного года ребёнок неправильно писал почти каждую букву в слове «упражнение», а через месяц стал допускать здесь только 1-2 графические ошибки, то для этого ребёнка это отличный результат. И если не посчитать его таковым, то у ученика ( да и и у его родителей) может возникнуть законный вопрос: а зачем тогда стараться?