От образования останется только название
28 мая, 1:47
Первая версия форсайт-проекта «Образование-2030» была разработана еще в 2010 году, тогда же, когда общественности был представлен нашумевший трансгуманистический проект «Форсайт-детство – 2030», который в силу протеста тогда еще хорошо организованной родительской общественности был отклонен. Зато в его тени созревал форсайт-проект «Образование-2030», о котором тогда никто не знал. Версия 2010 года была разработана центром новых образовательных технологий «Метавер» иопубликована в мае 2011 года. Директор центра Дмитрий Песков позже возглавил группу «Молодые профессионалы» в АСИ, которая продолжила проектировать образование будущего.
«Метавер» прописал главные направления. Образование тут рассматривается как «инструмент влияния на глобальном рынке». Трансформация его происходит в четыре этапа и завершается «сломом/ликвидацией традиционных моделей образовательной системы». 2017–2022 годы – ключевой период для замены роли государства и профессионального сообщества бизнес-возможностями нового сектора.
В 2010–2030 годах происходит «сворачивание» школьной системы, расширится разрыв между «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями, утверждается внесистемное образование, множество форм обучения, появляются учителя-непедагоги, осуществляется международная сертификация и трансформация ЕГЭ. Государство теряет стратегическое влияние на школу, удерживая только хозяйственные и административные функции, все определяет работодатель. Традиционная школа остается для неудачников.
В вузах – тот же «культурный разрыв» между цифровым поколением студентов и менее продвинутыми преподавателями, переход качественных преподавателей в смежную деятельность. 2020 год – это момент пересмотра доминирующей модели вуза в связи с приходом к власти в них цифрового поколения. В течение 2010-х годов растут корпоративные университеты, итранснациональные корпорации начинают доминировать на глобальных рынках корпоративного образования. Происходит конвергенция бизнес-школ, тренинговых и консалтинговых компаний (альянс лидеров рынка бизнес-образования и консалтинга), а также конвергенция бизнес- и личностного образования. Происходит взрывное развитие поствузовского личностного образования.
Что касается новых технологий, то, поскольку к 2016 году 90% населения присутствует в интернете, в 2018–2020 годах будет введен обязательный универсальный идентификатор личности в Интернете. К 2022-му вся поддающаяся оцифровке информация будет храниться в Сети и доступна из любой точки планеты, что приведет к принципиальному пересмотру моделей управления знаниями (наукой, образованием и архивами). К 2015–2020 годам массовое использование когнитивных технологий дляустановления прямой связи между нервной системой и компьютером приведут к разделению («психоразрыву») между пользователями и непользователями, начнется Вторая психоделическая революция и появятся «протоколы прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть».
Итак, уже в первой версии форсайт-проекта «Образование-2030» был изложен готовый план полномасштабных перемен, но осознать значение их простому человеку сложно, поскольку авторы проекта сознательно сохранили ключевые, понятные всем традиционные термины – «образование», «школа», «вуз», которые просто наполнены совершенно другим содержанием. В результате от образования должно остаться только название, так как конечный этап – это «самораспад или пересборка образовательных систем под реальность постинформационного общества».
В 2013 году АСИ и Московская школа управления «Сколково» подготовили уже вторую версию форсайт-проекта «Образование-2030», а также «Форсайт компетенций – 2030», которые были разработаны в ходе теплоходной поездки по Волге 500 бизнесменов, чиновников и других «креативных» деятелей и представлены как «общественная» стратегия.Новая версия является гимном глобализации. Здесь четко указано, что глобализация предъявляет глобальные требования к работникам и стандартам подготовки, при которых на российский рынок образования приходят международные провайдеры. Утверждаются онлайн-решения, «гибридная» педагогика, несистемное образование, рост индивидуализации и игрового компонента в образовании. В качестве ключевых технологий указаны «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «использование биологической обратной связи», имплантаты, «генетические профили», «фармакология для обучения».
К 2025 году в стране произойдет фрагментация школьной системы на элитные, массовые и отстающие школы. Ставка делается на две новые страты – «компетентных» родителей и директоров продвинутых школ. Новыми кадрами будут не учителя, а наставники. Особое внимание уделяется рынку детских образовательных сервисов, которые будут замещать школьное образование. Речь идет об эффективном родительстве, легализации детского труда («игработы») и др.
Что касается высшей школы, то тут основные направления – это элитарность присутственного обучения, работа на локальный заказ, практикоориентированность образования, государственная поддержка фундаментального образования (но оно не для всех). И здесь происходит дифференциация, так как вузы, как и школы, делятся на три группы – для простых и элиты: «университет для миллиарда» (многопользовательные курсы, международная сеть профессиональных-личных контактов, возможности встраивания в международный рынок), традиционные вузы и университет для одного (предельная индивидуализация обучения). Так что и среди вузов будут лидеры, середняки и отстающие.
В разработанной тогда же «Карте образования – 2030» указываются, например, следующие темы и направления, которые должны реализоваться в течение ближайшего десятилетия: «патенты на гены» (смогут ли человеческие гены стать предметом патентования?), «игры с вечными ценностями» (виртуальные онлайн-игры, формирующие ценности личности), «дети планшетов» (появление в школах детей, имеющих проблемы различения реального и виртуального мира), «массовые нейроинтерфейсы» (дешевые устройства ввода/вывода через электроэнцефалограммы и системы биологической обратной связи), «всем в ухо» (миниатюризация и «оестествление» компьютерных устройств ввода/вывода, отказ от компьютеров как специальных объектов), «школа как игровое пространство» (непрерывная игра для дошкольников и младших школьников с использованием технологий дополненной реальности), «культура самостоятельности» (законодательство, регулирующее ранний интеллектуальный труд – с 10 лет), «универ в утробе» (программы развивающей беременности: ребенок получает знания и навыки в утробе), «наши общие дети» (глобальная унификация стандартов школьного образования), «интерактивные преподаватели-симуляторы» (пользователь не знает, является ли преподаватель человеком или искусственным интеллектом), «алмазный букварь» (учебник со встроенным искусственным интеллектом, который является персональным тьютором, отвечающим индивидуальным требованиям учащихся), «айпад-дети получают право голоса» (выросшее поколение iPad-детей делает запрос на другой раунд образования), к 2030–2035 годам – «дети на заказ» (начинают появляться элитные генные наборы для детей) и пр.
http://rusplt.ru/our-people/our-people-1_133.html Продолжение исследования читайте в следующем материале.
Инноваторы от образования хотят расколоть общество
В октябре 2014 года в Москве состоялось официальное открытие международного форсайт-проекта «Глобальное будущее образование» («Global Education Futures») осуществлявшегося под руководством профессора Павла Лукши из МШУ «Сколково» при поддержке АСИ, СколТеха, Института образования НИУ ВШЭ, Центра развития образования МШУ Сколково и Томского государственного университета (ТГУ). Как заявил вице-президент Сколтеха Алексей Ситников, проект стал уникален не только по масштабу и количеству участников и стран, но и по степени практичности: «Мы рассчитываем определить компетенции и знания, которые будут востребованы у работодателей в 10–20-летней перспективе и в развитие которых станут инвестировать вузы, компании, государства». Лукша так же уточнил, что «любой тренд в области образования сегодня затрагивает все страны и является глобальным вызовом для всех. Рассуждения о том, что образование в России уникально, губительны для конкурентного потенциала нашей страны на мировом рынке».
Проект обсуждался в течение года на сессиях в разных странах мира, а результаты его были представлены Павлом Лукшей (которого теперь представляют как «директора Global Education Future») в сентябре 2015 года в рамках конференции «Исследования инноваций в образовании», прошедшей в Москве совместно с крупнейшей образовательной конференцией ЕвропыEdCrunch.
В 2014 году АСИ и МШУ «Сколково» разработали и «Атлас новых профессий», в нем указаны новые специальности, которые будет получать наша молодежь уже в ближайшие годы. Среди них — сетевые врачи, операторы медицинских роботов, IT-генетики, ГМО-агрономы, эксперты по «образу будущего» ребенка, специалисты по детской психологической безопасности, архитекторы трансмедийных продуктов, дизайнеры интерфейсов, IT-проповедники, архитекторы виртуальности, дизайнеры виртуальных миров, сетевые юристы, проектировщики нейроинтерфейсов, менторы стартапов, разработчики инструментов обучения состояниям сознания, тьюторы, разработчики образовательных траекторий, менеджеры фонда прямых инвестиций в талантливых людей, корпоративные антропологи, персональный бренд-менеджер и др.
Наконец, совсем недавно, в марте 2016 года в Москве по инициативе уже указанных организаций вновь прошла международная конференция, посвященная «глобальному будущему образованию», на которой было указано, что новые технологии и социальные сдвиги ведут к «”переборке” образовательного ландшафта». Уже существуют отдельные примеры инновационных школ, университетов и онлайн-платформ, однако они должны приобрести характер системных решений, способных кардинально изменить ситуацию, для чего нужны политическая воля и ресурсы.
В целях достижения указанной системности Московский педагогический государственный университет (МПГУ) создал у себя институт «Высшая школа образования и когнитивных наук», презентация которого состоялась 22 апреля. Как заявил его директор Константин Зискин, институт должен стать крупнейшей инновационной площадкой для подготовки педагогов нового поколения и проведения исследований в области когнитивистики. В планах этой структуры — кардинальные перемены в школьном образовании, включающие отмену оценок, классов, замечаний в дневниках. Уйдет жесткая граница между уроком и переменой и, как следствие, не будет звонков с уроков и на урок. Как пояснил Зискин, будет, как в Финляндии, где «существует такое сводное некое пространство, где они (дети) изучают математику, физику. У них есть, конечно, часы, когда они встречаются по некому вопросу, но у них нет такого, что прозвенел звонок — они должны выдохнуть в течение 15 минут и идти к другому преподавателю». Останутся экзамены, но их смысл изменится, так как они будут «диагностировать прогресс», а не оценивать.
Вот под эти задачи и готовятся новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы), в частности, новый ФГОС для старших классов, который планируется принять в 2020 году. Он предполагает полное изменение ролей учителя и учеников. Стандарт превращает ученика в активного субъекта, который будет «играть с учителем практически на равных», а учитель из наставника и руководителя превращается в помощника, сотрудничающего с учеником. При этом изменится и система оценивания знаний учащихся. Должна быть введена система самооценки работ, при которой ученики ставят себе отметки, а учителя и одноклассники выступают как эксперты. Причем «тройка» по новому ФГОСу — оценка положительная, означающая вполне приличный уровень знаний, а «четверка» и «пятерка» — это уже повышенный, сверхуровень. Новый ФГОС также предполагает такую «индивидуальную траекторию обучения», при которой ученик сам выбирает нужные ему предметы и уровень их изучения, делая основную ставку на «метапредметный подход», развитие личностных способностей и критического мышления.
За всеми этими проектами стоит единая программа, основанная на трансгуманистическом подходе и нацеленная на осуществление глубинной культурной мутации. Для ее успеха необходимо расколоть общество на «отцов» и «детей», которые будут находиться друг с другом в постоянном противоборстве. Открыто в наших условиях это сделать невозможно, поэтому инноваторы идут другим путем. Прикрываясь модными терминами и понятиями, такими, как «толерантность», «вариативность», «свобода выбора», «личностная ориентация», «самоценность детства», «индивидуализация образования», «креативность», «медиация», они внедряют в систему обучения и воспитания детоцентристский подход, противопоставляющий детей и взрослых. Детоцентризм не просто выделяет детей и подростков в отдельную социальную группу, а превращает их в особое, «иное» сообщество, со своими собственными правами. Понятно, что данный подход абсолютно исключает возможность воспитания наших детей на традиционных ценностях, обеспечивающих преемственность поколений.
http://rusplt.ru/our-people/our-people-1_135.html