Тексты для Патриция
Требовательные педагоги учили царевичей
с утра до вечера
Все родители хотят дать свои детям хорошее образование. Императоры Романовы не были исключением. Дети русских самодержцев получали лучшее образование в стране.
Среди учителей наследников встречаются имена, оставившие след в российской и мировой истории. В разное время своим наукам и искусствам юных Романовых обучали физик Ленц, натуралист Паллас, поэт Жуковский, писатель Гончаров, художник Брюллов, историки Погодин и Соловьев, дипломат Горчаков, географ Литке, финансист Витте.
Наследники параллельно получали сразу два полноценных высших образования – военное и гражданское. Учеба у них занимала гораздо больше времени, чем у других детей их возраста. На протяжении всего детства и юности была только учеба у требовательных педагогов с утра до вечера, даже долгих летних каникул они были лишены.
Как результат, наследники престола в России становились одними из самых образованных людей своего времени.
Как учили Петра I
Царевича Петра I начали обучать грамоте с 4-х лет. Его учителем был дьяк Никита Зотов, который «хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, особенно отечественной».
Зотов рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам самодельно изготовленными для того «потешными книгами» с картинками.
Они вместе строгали, пилили, делали деревянные игрушки. Позднее Пётр I хорошо знал 15 ремёсел. Был отличным плотником, кузнецом и даже зубным лекарем.
В 8 лет, научившись читать и писать, Пётр хотел учиться дальше. Ему предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык.
Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер. Началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования и до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию.