1821 - Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 - 9.2.1881), писатель. Первое произведение писателя - повесть «Бедные люди» - было опубликовано в 1846 году в «Петербургском сборнике» Н. А. НЕКРАСОВА и сразу принесло известность Достоевскому. В 1847 году он стал членом революционного кружка петрашевцев, а через год вошел в организованное Николаем Александровичем СПЕШНЕВЫМ тайное политическое общество. В начале мая 1849 года Достоевский был арестован вместе с другими петрашевцами и восемь месяцев провел в Петропавловской крепости. Арестованные были приговорены к смертной казни, которая должна была состояться 22 декабря (по ст. ст.) на Семеновском плацу в Петербурге. Когда первая группа осужденных была поставлена к столбу для расстрела, им было объявлено об отмене смертного приговора. Достоевский сначала отбыл срок заключения в Омской каторжной тюрьме, после чего был определен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске. В Петербург писатель вернулся лишь в конце 1859 года. Пребывание на каторге оставило неизгладимый след в жизни Достоевского, способствовало развитию тяжелой болезни (эпилепсии). Признавая художественный талант Достоевского, советское литературоведение многие годы относило автора «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» к реакционерам, который связывал великое будущее России не с революцией и социализмом, а с идеалистическими идеями отказа от борьбы и христианского смирения.
мастер городской психологической прозы XIX века.
Независимо от того, что хотел сказать сам Достоевский, его писания до сих пор обслуживают западные стереотипы в том, что русские эмоциональны и внушаемы, и чтобы ими управлять, надо понять какую-то там "загадочную русскую душу".
Стереотип о какой-то там "русской душе" сложился именно в XIX веке и обязан своим появлением вовсе не писателям, а как раз историческим событиям, в ходе которых Европа прокинула российские надежды на то, что Россия сможет играть первую консервативную скрипку в пост-наполеоновской Европе. Кидок с миссией России в Европе был настолько болезненным, что не укладывался в голове, поэтому в России появилось много писателей, которые пытались как-то осмысливать не укладывающееся в голове происходящее с нашей миссией. Ускользание смысла предназначения государства в России, было воспринято сторонними наблюдателями за константу, хотя в ускользании нет ничего постоянного, и не мы себе это ускользание устроили.
Следует добавить, что весьма похожий кризис идентичности переживает сейчас Европа, а причины кризиса весьма похожи. Кризис идентичности в России второй половины XIX века был вызван тем, что Россия не нашла своего места в Европе. Кризис идентичности в Европе начала XXI века вызван тем, что Европа не находит своего места в Евразии. И мы теперь можем не только сравнивать, но и со злорадством наблюдать.