О том, как разумно и осторожно направить современного маленького ребенка на изучение иностранных языков. Возможные пути и вероятные препятствия. Хотя и не только об этом рассказывает лингвист, преподаватель иностранных языков Гуманитарного лицея Александр Филянд.
О том, как разумно и осторожно направить современного маленького ребенка на изучение иностранных языков. Возможные пути и вероятные препятствия. Хотя и не только об этом.
Школа, обычная средняя школа, в ее нынешнем виде, возможно, скоро перестанет существовать
Нет-нет, школьные здания, разумеется, останутся, но вот только или там учить станут принципиально иначе или же все, у кого есть даже не очень большие возможности детей оттуда станут массово забирать. По самым разным причинам. Пока в России не будет создано заново нормальное социальное государство, способное гарантировать всем детям большой объем и достойное качество преподаваемых знаний нынешняя средняя школа нормально обучить всех и всему в состоянии не будет. Тем более, что ее давно и целенаправленно превращают в смесь игротеки с клоунадой и вот на это деньги, увы, выделяются огромные.
Каждый учитель сейчас обязан уметь помогать тем детям, которым учиться действительно интересно
Сейчас каждый родитель, каждый педагог должен стараться думать и делать за троих или четверых, иначе получим не просто еще одно поколение туповатых потребителей. Нет, нынешнее поколение определяющее, каким выйдет оно из школы, а потом и из вуза, такими будут и несколько последующих.
И совершенно естественно, что во главу угла и в нашей программе и в любом обучении должна быть поставлена прежде всего задача эффективной мотивации ребенка или подростка к обучению. Если нам не удастся мотивировать учащегося в достаточной степени, то все наши программы, все благие стремления окажутся абсолютно бесполезными. И именно о проблемах мотивации современных детей и будет данный пост.
Я не случайно вновь написал именно "современных детей". Они действительно не только не такие, какими были мы, но очень сильно отличаются и от детей учившихся в школе в 2000-е, не говоря уже о детях 1990-х годов. И дело не только и даже не столько в том, что все они не могут и дня прожить без гаджетов. Свои игрушки типа "gameboy" или приставки были ведь и прежде. Но есть что-то общее и неуловимое в духе детей нынешних лет, как бы сильно они не отличались друг от друга по социальному положению, домашнему воспитанию и др. И это общеее было бы у них непременно даже если бы и гаджетов никаких бы не было и если бы интернет мгновенно исчез. Даже не знаю как это и назвать. Независимость? Но с какой стати мы, дети 1980-х и уж тем более всех последующих лет были особо зависимы? Нет, здесь что-то иное, с одной стороны вызывающее у педагогов и родителей неприязнь, но с другой стороны все же вынуждающее всех нас пусть и интуитивно, неосознанно искать и находить к детским душам какие-то совершенно иные, новые пути объяснения и важности изучения того или иного предмета и собственно учебных тем. Хотя вред от гаджетов, разумеется, есть и он огромен, но все же повальная гаджетозависимость - не главный признак нынешнего поколения школьников, а просто один из побочных. Нынешние вовсе не первыми "подсели" на все это, но очень серьезно отличаются от своих предшественников. И нам жизненно важно, просто необходимо понять главные движущие пружины нынешнего поколения, понять, что ими движет в первую очередь, найти "где же у них кнопка", как говорил незабвенный Ури. Кнопка эта, рискну предположить у них отнюдь не в гаджете, по крайней мере, у самых умных, самых думающих из них.
Только не подумайте, прошу Вас очень, дорогие мои, что я сейчас собираюсь Вам рассказывать про поколения X, Y, Z и прочую ахинею. Еще на пресловутых "детях Индиго" убедился очень хорошо Ваш покорный слуга в бредовости всех этих теорий.
В каждом поколении есть немало одаренных детей, а есть и множество детей неглупых, но средних по своим способностям, немало есть и детей запущенных
И я как раз не говорю и того, что две последних категории нельзя постараться развить до очень высокого уровня. Да можно, конечно же, если постараться и приложить максимум совместных усилий - и прежде всего, усилий самих детей. Я лишь имел в виду, что сами по себе год и эпоха рождения никакой кардинальной роли не играют.
На современных детей, а тем более подростков уже совершенно не действует призыв "учи то-то или то-то потому, что так надо". Слово "надо" его совершенно не волнует. И не только потому, что они не видят явной связи между образованнием, развитием интеллекта и карьерой, жизненной успешностью - в бизнесе и т.д. Подобное непонимание этой связи (увы, в нынешнем обществе зачастую совершенно оправданное) было характерно для детей 1990-х и (уже в меньшей степени) 2000-х.
А в работе с нынешим поколением 2010-х преподаватели массово столкнулись с невиданным доселе парадоксом: ребята в огромном количестве не хотят вообще ничего
Ни карьера их не волнует, ни успешность, вообще ничего. К бизнесу как роду деятельности, к деловым людям очень негативно относятся даже многие дети именно деловых людей, поднявшихся наверх социальной лестницы в последние 15-20 лет. Стало быть, ребята желают стать чиновниками или госслужащими, как очень многие школьники еще каких-либо 8-10 лет назад, решите Вы? Нет, даже среди детей из подобных семей отношение к данной профессии скорее негативное. Стать юристами или экономистами тоже стремится очень небольшой процент нынешних 13-17-тилетних.
Неужели же все так печально, спросите Вы? А я вовсе и не говорю, что печально. Совершенно не говорю. Напротив, есть и очень позитивные тенденции. Возвращается уважение к традиционным и самым важным профессиям - педагогам, врачам, офицерам армии и флота, инженерам и ученым. Даже к профессиям вроде бы самым простым, но благородным и нужным - пожарным, спасателям, лесничим. Возвращается все сильнее и сильнее интерес к вещам, которые на первый взгляд совершенно не влияют на социальную и финансовую успешность, к той же поэзии, например, к самым разнообразным духовным и философским вопросам, к неразгаданным тайнам и космоса над нашими головами и не менее громадного космоса внутри нас - в нашей душе, к загадкам и тайнам давно прошедших веков, к проблемам рождения и гибели империй и цивилизаций. И круг подобных вопросов и интересов лишь увеличивается год от года, что не может не радовать.
Итак, сегодня мы с Вами начнем обсуждение проблем мотивации с минимально абсолютно разумного, готового к все более интенсивому обучению возраста - с 5-6 лет. Мне могут сказать, что в этом возрасте начинать мотивировать ребенка уже поздно, что все необходимо начинать делать гораздо раньше. Разумеется, это так.
Есть мотивировка прямая и непрямая, косвенная, ненавязчивая. Ее как раз-то надо надо начинать чем раньше, тем лучше
Дети ведь очень пристально наблюдают за взрослыми с самых ранних лет, внимательно прислушиваются ко всем разговорам взрослых, очень интересуются кто и чем занимается, что смотрит, слушает, читает. Поэтому, если мы хотим, например, чтобы дети полюбили и в перспективе хорошо знали французский, то атмосфера в доме с самых ранних лет жизни ребенка должна быть ненавязчиво пропитана любовью к Франции и ее культуре. Французские песни, классическая музыка, сказки и легенды, мультфильмы и фильмы, разговоры о Франции, ее писателях, поэтах, певцах, актерах, великих людях, истории и прочем должны быть, возможно, хоть и не ежедневными, но все же очень частыми и регулярными. На столе и в руках родителей ребенок должен видеть французские книги, в том числе и в оригинале, тогда и он сам захочет рано или поздно их прочесть. И периодически надо подчеркивать мысль, что язык надо знать, не просто чтобы понимать песни или читать книги в оригинале, но чтобы стать приобщенными к некоей тайне, к тем, кто, не будучи зависим от переводчиков, способен понять то, что никогда не откроется другим. Франция, французский язык должны стать тайной, доступной лишь немногим избранным и Вы - именно Вы - вводите ребенка в этот, полный загадок и приключений мир. Тайна, приобщение к ней, инициация через знание, приобщение к знающим что-то избранным, свои тайные кружки и общества, куда нет доступа чужим - это очень важно для ребенка, только открывающего для себя большой мир. Не будем же этим пренебрегать, очень Вас прошу!
Одновременно, с возраста примерно 3-4 лет, может быть, чуть позже, я бы осмелился посоветовать ввести еще две регулярных вещи в постоянные Ваши занятия с ребенком. А именно прежде всего постоянное устное сочинительство собственных устных историй на темы французских сказок, легенд, детских книг. Да, пока все эти сочинения Вашего ребенка будут, разумеется, только на русском языке, но они будут проникнуты духом Франции, ее истории и культуры, то есть косвенно или даже прямо работать на достижение в будущем главной и достойной цели. Пускай ребенок учится как можно больше и лучше высказываться, как можно более грамотно и красиво излагать свои мысли на родном языке, постигая и ощущая всю его стройность, величие, красоту, изящество передачи мысли, а особенно - мысли поэтической. Тот же французский язык, как известно, необыкновенно поэтичен и потому ничто не может так помочь в общем и языковом развитии ребенка, как чтение совместно с ним русской, французской и любой иной хорошей поэзии, настоящей поэзии. Смею утверждать, что прочтенный Вами ребенку с выражением и с Вашими комментариями "Евгений Онегин" (не говоря уже о сказках или о "Руслане и Людмиле") принесет маленькому человеку пользы больше, чем тысяча занудных нотаций о пользе учебы, в том числе, изучения того же французского языка. И едва ли стоит думать, что это - сложно, что ребенок "не поймет". Дети, даже маленькие, понимают во взрослых мыслях и книгах гораздо больше, чем нам кажется и чем они бы хотели, чтобы мы это знали.
Дети - это еще те штирлицы
Особенно хорошо и много понимают маленькие дети и особенно в классической музыке и поэзии. Лишь совсем недавно прибыв на землю из некоего иного мира, души малышей еще не огрубели, не очеловечились, это скорее души Ангелов, а не людей. А потому поэтический (равно как и музыкальный) язык им несравненно ближе и понятнее и понятнее, чем большинству взрослых.
А параллельно с этим рискну я предложить Вам ввести в повседневный обиход маленького человека и еще одну важнейшую составляющую, а именно каллиграфию
Да-да, именно каллиграфию, искусство красивого письма. В Японии я очень четко усвоил для себя важность и огромное значение этого занятия для психического здоровья и интеллектуального развития и детей и взрослых. Очень рад я и тому, что в России тоже есть подлинные энтузиасты красивого письма, ощущения необычайной глубины и красоты каждой буквы русского алфавита. Прошу Вас, посмотрите, если не видели Вы пока еще, хотя бы один-два самых первых выпуска прекрасной, потрясающей передачи чудеснейшего Владимира Ивановича Аннушкина "Живое слово " на сайте телеканала "Культура" и Вы очень четко поймете, что именно я имею в виду. Ведь так красиво написать буквы и - главное! - так чудесно сказать о каждой букве нашего алфавита, как умеет сказать замечательный и удивительный Владимир Иванович, я едва ли сумею. Посмотрите, прошу Вас, поверьте, это действительно поразительное зрелище!
В области же преподавания иностранных языков каллиграфия важна и полезна для нас с Вами и вот чем еще. Дети современные писать ручками, как известно, не любят. Слова иностранных языков учить наизусть они любят еще меньше. А даже если и учат, то на слух помнят, но зрительный образ слова не запоминают и потому, встречая в тексте даже известное им уже слово, не могут его распознать. Поэтому если нам удастся приучить ребенка писать красиво отдельные буквы французского алфавита и отдельные слова и получать от этого удовольствие, то есть очень серьезная вероятность, что ребенок будет и впредь все остальные, необходимые для изучения слова слова стараться так же точно красиво писать, запоминая тем самым не только их звуковую, но и зримую, буквенную форму.
А вот начиная с возраста 5-6 лет подобная косвенная мотивировка не должна исчезать, но должна все более и более уступать место прямой
То есть тогда уже можно говорить с ребенком как со взрослым, что ему надо начинать и самому учить язык, что если он будет хорошо это делать, то рано или поздно он сможет и побывать во Франции и возможно даже учиться там, чтобы позднее приезжать в эту страну как можно чаще. Разумеется, учебные пособия должны быть максимально тщательно подобраны, благо сейчас недостатка в хорошей литературе нет.
Позднее, думаю - уже этим летом - осмелюсь и я рекомендовать Вам те книги по разным европейским языкам, которые лично мне кажутся наиболее плезными и приятными эстетически. В этом возрасте уже и процесс storytelling у ребенка достигнет очень неплохих результатов, постепенно становясь все более и более двуязычным - на родном и на первом изучаемом языке (второй язык я бы лично рекомендовал вводить не ранее, чем с возраста 8-9 лет или даже чуть позже, когда все языковые компетенции станут для ребенка совершенно привычными, когда ребенка на родном и первом иностранном достигнет серьезного, практически взрослого уровня). На этом этапе можно и нужно вводить в процесс обучения самые разнообразные игры на изучаемом языке, лото и прочее. Можно и в виртуальном виде, хотя я бы лично предпочел реальные. И на этом же этапе можно предложить (не навязывать, упаси Боже, а именно предложить) ребенку разыграть дома какое-нибудь небольшое театральное представление, где чередовались бы сценки на родном и изучаемом языках. Разучивание ребенком одной или нескольких песенок, пусть даже самых коротких и простых, на иностранном языке тоже едва ли принесет что-либо кроме пользы и радости.
В общем, нам надо использовать все возможные средства для того, чтобы привлечь интерес и душу ребенка к изучаемому языку, показать его красоту, гибкость, плавность. Но главное на этом этапе - все же не спешить чрезмерно и не переборщить с мотивировкой. Исправлять эту ошибку потом придется долго и тяжело : очень хорошо это знаю по собственному педагогогическому опыту. Ни в коем случае нельзя нам запугать малыша, чтобы он панически боялся делать даже самые незначительные ошибки и в итоге вообще стал бы бояться языка в целом и ненавидеть и сам язык и занятия им. У нас с Вами ведь совершенно иная цель. Мы обязаны полностью устранить беспокойство и страх, чтобы максимально освободить творческую энергию ребенка, постепенно открывая перед ним все более и более дальние горизонты познания.