Приложение № 2
«МАРАЗМЫ ЕГЭ И ОГЭ»
(подборка заданий ЕГЭ и ОГЭ с комментариями)
Часть 1. Русский язык 2
Часть 2. Литература 10
Часть 3. Сочинение 12
ЧАСТЬ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК
Задания по орфографии. До сих пор словесники старались научить ребят, помимо многих навыков, и грамотному письму. Как-то само собой предполагалось, что это априори наша главная задача. Оказывается, это никому это и даром не надо!
Вот первый пример:
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..чертить, не..гораемый, ра..щелина;
2) д..темна, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель;
3) пр..пинание, пр..глушить, пр..стегнуть;
4) раз..грать, пред..стория, с...митировать;
5) по..бросить, о..говорка, на..земный.
И вбиты правильные ответы в контрольный бланк (цифры 1,2,4)
Предполагается, что дети в первой строке выберут букву С, во второй – О, в третьей – Ы. Вставлять буквы не требуется. Главное – сделать правильный выбор, то есть выбрать цифры 1,2,4
И вот получаем ответы детей. Внимание: вставлены буквы в первой строке – З, в четвертой строке – И.
И спокойненько выписаны цифры 1,2,4!!!
Ученик допустил 6 ошибок в правописании слов! И выбрал (ВДУМАЕМСЯ!) правильные цифры! Он получит свой балл и навсегда запомнит, что слова эти пишутся вот так:
1) иЗчертить, неЗгораемый, раЗщелина;
4) разИграть, предИстория, сИмитировать.
Ведь у него ответ сошёлся!!!
Это задание ввели только в 2019 году, раньше выпускник хотя бы должен был найти ошибку в написании слова и выписать его верно. А сейчас – угадайка в чистом виде! И смех, и грех! Только смех сквозь слёзы, а вот чей – грех?! Интересный вопрос! Мы бьёмся с начальной школы, чтобы дети писали грамотно. А сегодня главное – цифры правильно угадать!!! Так что... маразм крепчает!!!
Ещё одно из заданий ЕГЭ по русскому языку. Это задание 25.
Вот несколько примеров, выхваченных наугад из разных вариантов:
1. Среди предложений 49-58 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, личного и указательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
2. Среди предложений 28–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренных слов.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
3. Среди предложений 28–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Совершенно непонятно, какие высокие материи сподвигли создателей на то, чтобы включить подобное задание в экзаменационный вариант! Нет, возможно, и неплохо овладеть всеми способами связи предложений в единый текст. Но зачем для этого вся эта теория (разряды местоимений, формы слова, группы союзов и т.п.)?! Нам кажется совершенно бессмысленным это наукообразное задание, которое отнимает львиную долю времени на экзамене и никакого отношения не имеет к проверке знаний выпускника по данному предмету! Мы не на филфаке – мы выпускаем обычных ребят. И очень бы хотелось увидеть не то, насколько их память забита союзами и разрядами местоимений, а насколько выпускники школы овладели навыком пользования нашим «великим и могучим»!
Бедные авторы текстов! Им и в страшном сне не могло привидеться, что их мысли и чувства, воплощённые в литературные произведения, будут безжалостно препарированы! Что школьники, скрипя зубами, будут копаться в предложениях в поисках определительных и указательных местоимений, сочинительных и подчинительных союзов! А ещё – парцелляций и оксюморонов
Вот такие они, маразмы ЕГЭ.
Это задание ввели только в 2019 году:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пол..гается, ск..чите, накл..няться
2) отр..сль, г..релка, погл..щать
3) разр..дить (обстановку), прик..снуться, притв..рить (ворота)
4) сн..мать, соч..тание, уб..рать
5) уд..рёт, бл..стеть, нач...нание
И совершенно никому не важно, КАК пишутся эти слова! Главное – найти ВСЕ ряды слов с чередующимися корнями! И выписать – не слова, а цифры выбранных рядов. А слов – 15. И 5 рядов! И если проанализировал все 15, но (ВНИМАНИЕ!) ошибся всего в одном слове, получаешь 0 баллов! А времени на это сколько уйдёт! Тем более что «ловушек» здесь обычно немеряно!
Взять хотя бы слово с корнем «напоминание». В школьную программу это чередование (ИН-Я: начинать-начать) не входит. А вот в ЕГЭ – за милую душу!
Но дело даже не в нём. Кому в каком страшном сне привиделось, что выпускник, выходя из школы в большую жизнь, должен назубок знать все корни с чередованием?! Причём не как они пишутся – это никому не нужно! Нет! Эти корни надо знать «в лицо»! Как же жить, не помня, что корни -равн/ровн – это корни с чередованием?! А как выходить замуж, если ты не выучил, что корни слов поднять/поднимать не какие-то там, а ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ!!!
Что можно на это сказать?!? Только одно: МАРАЗМ ПРОДОЛЖАЕТ КРЕПЧАТЬ!
Ещё одно нововведение ЕГЭ 2019 года.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Мы предполагали выехать рано, но погода задержала нас. 2) Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, и в стоймах, и в водоемах — всюду разносился уже не цветочный, а сладкий травный запах пряностей. 5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.
Обратите внимание: запятые уже проставлены. Нужно найти, какие из них стоят в соответствии с одним и тем же правилом! И выписать нужные циферки!
Может, я чего-то недопонимаю, но ответьте: ЗАЧЕМ и КОМУ это нужно?! Мы что, готовим всех поголовно в гуманитарные вузы на филологические отделения?! Какая разница, почему стоит запятая, если она поставлена в соответствии с правилами грамматики?! Запятые уже проставлены. Пусть выпускник сидит и ищет аналоги среди всех предложений, ему же голову нечем забить во время экзамена! Вот честно: более бредового задания не помним! Так что: маразм крепчает!!!
Задание 25
Среди предложений 7–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(7) – Наверно, у нас ничего не получится. (8) Я плохо...
(9) – Ничего. (10)Прошу. (11)Как-нибудь. (12)Красавец танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха.
(13) Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю непростительную низость, но не оттолкнула, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. (14)Он, удивлённый, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. (15)Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги.
Как вам это? Огромный кусок текста надо проанализировать, но ради того, чтобы отыскать эти пресловутые притяжательное местоимение и контекстный синоним. А зачем?! Это очень важно для определения зрелости выпускника?! То есть если он не найдёт притяжательное местоимение и контекстный синоним, то ему и надеяться в этой жизни больше не на что?
Задание 5 (Часть I)
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина. Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ. Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности. Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой. Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СКОРЕЙШЕГО выздоровления ИСПЕКЁТ пирожок ОБОИМИ столами КОЛЫШЕТСЯ листва известные КОНСТРУКТОРЫ
Изначально дан НЕВЕРНЫЙ вариант.
А если ребята подсознательно запомнят именно его?
Задание 6 (Часть I)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и
спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем
все моря и океаны.
Ответ: ___________________________.
Изначально давать детям неправильную версию – абсурдно.
Задание 8 (Часть I)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки:
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Предложения :
1) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.
2) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.
3) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.
4) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.
5) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.
6) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.
7) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.
8) Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз. 9) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.
Нельзя учиться на ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБКАХ!
Задание 22 (Часть I)
Какие из перечисленных утверждения являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 9 поясняет, раскрывает содержание предложения 8.
2) В предложениях 3-5 представлено повествование.
3) В предложении 16 содержится вывод, следствие из предложений 14-15.
4) В предложении 18 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 17.
5) В предложениях 1-3 представлено описание.
Зачем изначально давать ОШИБОЧНЫЕ суждения?
Задание 23
Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы.
Для справки. Контекстные синонимы – это слова, которые близки по значению только в данном тексте, например отрывке, главе из книги, так как они относятся к одному объекту, предмету. В качестве примера можно привести: «День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов)
Находить контекстные синонимы так жизненно необходимо для наших детей? Это поможет в жизни? Улучшит грамотность?
И особенно «нужное» задание:
Задание 24
Среди предложений 4-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Даётся вот такой примерно «кусочек» текста ( здесь маленький, а бывает раза в 2 больше):
(4)Лев Николаевич писал, что человеку нужно лишь две сажени земли для счастья. (5)На что Антон Павлович ответил, что две сажени это для мертвеца, как раз на могилу хватит, а живому человеку нужен весь земной шар. (6)Я склонен согласиться с Чеховым. (7)Однако это не решает вопроса рекламы.
И вот сидят наши одиннадцатиклассники, ищут в текстах ответы на вопросы, которые не дают никакой информации об истинных знаниях этих ребят, ибо умение отыскать местоимение определенного вида вряд ли годится для определения зрелости выпускника. А на сочинение этого драгоценного времени и не хватает в итоге!
Задание 10,11,12 (Часть I)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
Ответ: ___________________________.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) больш..нство, алюмини..вый
2) клетч..тый, (начать) снов..
3)
миндал..вый, овлад..вать
4) попроб..вать, нож..вка
5) француз..кий, матрос..кий
Ответ: ___________________________.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся
Ответ: ___________________________.
1. В подобных заданиях предлагалось определить один ряд, сейчас – несколько (а время выполнения не увеличилось)
2. (и ГЛАВНОЕ) можно указать НЕПРАВИЛЬНУЮ букву в определённом номере ответа, но ОТВЕТ БУДЕТ ЗАСЧИТАН как ПРАВИЛЬНЫЙ. АБСУРД!
Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Енисей, самая многоводная река России, образуется слиянием Большого и Малого Енисея, которое происходит в пределах Тувинской котловины. (2)Главным образом Енисей протекает в пределах Красноярского края, а верховья Малого Енисея находятся в Монголии. (3)Бассейн Енисея расположен по большей части в горах Южной Сибири и Среднесибирского плоскогорья, где основная часть территории покрыта тайгой. (4)От Кызыла, после слияния Большого и Малого Енисея, река течёт на запад по Тувинской котловине и носит название Верхний Енисей. (5)Его длина доходит до 190 км, а ширина достигает 500 метров. (6)Река разбивается на множество рукавов, глубина в некоторых местах составляет 12 метров. (7)Великая река поворачивает на север и упирается в Саяны. (8)Скалистые хребты образуют небольшую щель, и через неё Енисей пробивается бурным потоком. (9)На самом выходе из гор построена Саяно-Шушенская ГЭС, превращающая пенящиеся воды Верхнего Енисея в спокойное водохранилище.
Ответ: _______________________________________________________________________
Обращаем внимание на следующее: запятые уже проставлены! То есть проверяется не умение ребёнка расставить недостающие знаки препинания, то есть не его пунктуационные навыки, а никому не нужная теория, которую мы и изучаем с целью ГРАМОТНОГО ПИСЬМА!!! Поставлены с ног на голову такие понятия, как ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ. Получается парадокс: ребёнок учит правила не для того, чтобы научиться их применять на практике, а для самого правила! Но это же абсурд!!! Выпускник должен тратить уйму драгоценного времени на никому не нужные поиски!
Но это ещё не главный маразм 21-го задания.
Оказывается, что предложений, где запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом, не одна, а целых 2 группы!!! И какую из групп ему выписывать?! Ведь двух групп априори быть не может!!!
Вот хотя бы вышеуказанный пример. Там как раз 2 группы:
1. Предложения 2,5 и 8 (запятая в сложносочинённом предложении)
2. Предложения 1 и 3 (запятая в сложноподчинённом предложении с придаточными определительными)
Авторы маразма предлагают 1, 5 и 8. Но как быть тем детям, которые видят ещё и СПП с придаточным одного вида?! Пойти и застрелиться (прошу прощения за столь жёсткий сарказм)!
КТО придумывает эти бредовые задания?! ЧТО призвано проверить задание 21?! Или мы всё-таки готовимся к тому, что все наши выпускники стройными колоннами по 4 в ряд отправятся в гуманитарные вузы на филологические отделения? Нет? Конечно, нет. Так ЗАЧЕМ тогда нужна эта очередная «угадайка»?!
ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ
Изменились требования к написанию сочинения
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Кто ты? Создатель сей абсурдной и выходящей за пределы жизненных проблем инструкции?
Попутно хочется остановиться на маразмах ОГЭ.
Вот, например, как выглядит часть 3, задание 15-1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф. Бунакова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
__________________________________________________________________
Это, конечно, одно из заданий, но включено оно в ОГЭ для всех общеобразовательных школ, а потому вызывает недоумение у многих словесников. Зачем подобное сочинение предлагать ученикам 9 класса, ведь по сложности предлагаемого материала оно, скорее, уместно на филфаке лингвистического ВУЗа, и то не на первом курсе. Ведь здесь необходимы не только фундаментальные знания всех разделов языка, особенно грамматики и лексики, но и филигранное умение этими знаниями пользоваться. Это при 2 уроках русского языка в неделю?! Когда не пройден ещё курс «Синтаксис и пунктуация в сложном предложении», который требует очень много времени для усвоения материала?!
В программе нет часов на подготовку к лингвистическому сочинению и на написание его! Это особый жанр, который не по силам 15-16 летнему школьнику. Он должен мастерски владеть приёмами анализа и синтеза, уметь видеть связующую нить между теорией и практикой, назубок знать все языковые средства художественной выразительности, ибо одними эпитетами и метафорами эту тему не раскрыть! Нет, можно, конечно, «наклепать» слабую пародию на подобное сочинение в требуемом объёме (70 слов, включая служебные части речи), но мне непонятно, КОМУ и ЗАЧЕМ нужны эти эксперименты
А вот несколько тем для написания большого сочинения (не менее 200 слов)!
Просто предлагаем внимательно прочитать формулировки этих тем (уточняю: задания рассчитаны на девятиклассников):
2.1. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери» (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»): в ней «французское начало и русское окончание»? Обоснуйте свою позицию.
2.1. Согласны ли вы с утверждением исследователя: «И в языке, и в стиле, и в стихе Лермонтов не подражал фольклору, а создал свое произведение на основе органически усвоенных им народно-поэтических традиций»? Обоснуйте свою позицию, (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня... про купца Калашникова»)
2.2. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»?
2.3. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
2.2. Какое воплощение в лирике Ф. И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.) 2.2.Почему Ф. И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?
2.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф. И. Тютчев в своих стихотворениях?
2.3. Какой предстаёт Муза в лирике А. А. Фета?
Это только навскидку – из разных вариантов. Как считаете: эти темы по силам раскрыть выпускнику-девятикласснику – с учётом того, что за экзамен ему предстоит, кроме большого сочинения, написать ещё 4 маленьких (5-7 предложений каждое)? Да здесь каждая тема «тянет» на диссертацию! А мы с этими же мерками (требованием ответа) – к 15-летнему подростку! Маразм!!!
4 года назад у выпускников отобрали полчаса, сократив экзамен с 3 часов 55 минут до 3 часов 30 минут. За эти 4 года добавили уже 5 (!) новых заданий в тест, но ни одной минуты к экзамену не добавили! В результате дети просто перестали успевать! Пока выполнят весь тот бредовый ассортимент, пока перенесут всё в бланки ответов... А ведь ещё и сочинение в этом году не приведи господь!!!