Автор Тема: О школьном образовании  (Прочитано 132497 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #402 : 04 ноября 2017, 15:30:57 »
Есть. Обращайтесь к О.М.)

Оффлайн Б.Я.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1070
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #401 : 04 ноября 2017, 14:22:46 »
      И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом. - Выдержка из поста Мари № 396.


     Слышал, что в "Современном образовании" даже существует специальный журнал для этого. Интересно было бы посмотреть!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #400 : 04 ноября 2017, 13:22:15 »
Все это нереально

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4801
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #399 : 04 ноября 2017, 13:02:49 »
А когда реально учится?! Прибавьте к этому списку еще всякие работы "из вне", экзамены, сочинения и т.д. и что остается?!
А когда реально учить?

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3239
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #398 : 04 ноября 2017, 11:26:35 »
А когда реально учится?! Прибавьте к этому списку еще всякие работы "из вне", экзамены, сочинения и т.д. и что остается?!

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4801
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #397 : 29 октября 2017, 13:42:38 »
На сайте Министерства образования и науки России опубликован приказ №1025 "О проведении мониторинга качества образования" от 20 октября 2017 года, в котором приводится расписание Всероссийских проверочных работ на 2018 год.

В феврале, марте, апреле, мае и октябре 2018 года Рособрнадзор будет проводить в школах мониторинг качества подготовки учеников 4 - 11 классов.

Из приказа:

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Кравцову С.С.) обеспечить в общеобразовательных организациях проведение мониторинга качества подготовки:

Обучающихся 4 классов по учебному предмету "русский язык" в форме проверочных работ 17 и 19 апреля 2018 г.;

Обучающихся 4 классов по учебному предмету "математика" в форме проверочных работ 24 апреля 2018 г.;

Обучающихся 4 классов по учебному предмету "окружающий мир" в форме проверочных работ 26 апреля 2018 г.;

Обучающихся 5 классов по учебному предмету "русский язык" в форме проверочных работ 17 апреля 2018 г.;

Обучающихся 5 классов по учебному предмету "математика" в форме проверочных работ 19 апреля 2018 г.;

Обучающихся 5 классов по учебному предмету "история" в форме проверочных работ 24 апреля 2018 г.;

Обучающихся 5 классов по учебному предмету "биология" в форме проверочных работ 26 апреля 2018 г.;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "математика" в форме проверочных работ 18 апреля 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "биология" в форме проверочных работ 20 апреля 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "русский язык" в форме проверочных работ 25 апреля 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "география" в форме проверочных работ 27 апреля 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "обществознание" в форме проверочных работ 11 мая 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "история" в форме проверочных работ 15 мая 2018 г. в режиме апробации;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "иностранный язык" в форме проверочных работ 20 марта 2018 г.;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "история" в форме проверочных работ 21 марта 2018 г.;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "география" в форме проверочных работ 3 апреля 2018 г.;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "химия" в форме проверочных работ 5 апреля 2018 г.;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "физика" в форме проверочных работ 10 апреля 2018 г.;

Обучающихся 11 классов по учебному предмету "биология" в форме проверочных работ 12 апреля 2018 г.;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "литература" 10 апреля 2018 г.;

Обучающихся 6 классов по учебному предмету "мировая художественная культура" 10 апреля 2018 г.;

Обучающихся 7 классов по учебному предмету "география" 16 октября 2018 г.;

Обучающихся 8 классов по учебному предмету "литература" 12 апреля 2018 г.;

Обучающихся 8 классов по учебному предмету "мировая художественная культура" 12 апреля 2018 г.;

Обучающихся 10 классов по учебному предмету "география" 18 октября 2018 г.;

Обучающихся 9 классов по учебному предмету "русский язык" в форме итогового собеседования с 14 по 16 февраля 2018 года.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #396 : 23 августа 2017, 22:07:13 »
Посторонние на уроке

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться.

Нам понадобятся

- Здравый смысл;
- Локальные акты образовательных организаций;
- Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее - Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»);
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)
Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.

Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.

Что утверждает закон

Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.

Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования?

Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ.

Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы:
- Кто имеет право посещать занятия педагога?
- За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия?
- Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?
- и т.д.

А также:
- порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией;
- порядок проведение обследования;
- основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.);
- порядок оценки деятельности педагога;
- и т.д. (я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте).

Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к. большая часть аудитории - это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «...Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.
Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся...»

Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации.

Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).

Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.

Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это - нарушение.

Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока - нарушение.

Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день - нарушение.

Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего.

Видеофиксация урока

И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока.

Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст. 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.). Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П. 5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.
Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #395 : 20 августа 2017, 12:31:44 »
Родители школьников о воспитании в школе. 10 мнений

Педсовет поговорил с родителями сегодняшних школьников о том, нужна ли осознанная, распланированная, имеющая определенные цели воспитательная деятельность в школе. Если нужна, то в каких формах?

1.    Ирэна, 40 лет: «Нужно, конечно. В любой форме, в которой это будет детям интересно. Воспитание, по большому счету, - это прививка неких моральных норм, нет? Дети они на то и дети, что еще не до конца сформировались, в том числе и духовно. Так что формировать духовный мир детей школа будет все равно, и, конечно, лучше делать это осознанно, а не спонтанно».

 

Оффлайн asdfg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5012
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #394 : 16 августа 2017, 21:39:25 »
Этим профессиональным советам больше 100 лет


2. Никогда ни одного урока не давай без предварительной к нему подготовки и всегда веди обучение по обдуманному заранее плану.

Не забудь про "тайминг"!
we all have secrets...

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #393 : 16 августа 2017, 21:04:41 »
Этим профессиональным советам больше 100 лет

В книге "Народная школа, руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ", составленной А.Анастасьевым и изданной в 1915 году, многое не потеряло актуальности за прошедшие годы, как это не удивительно. Вот, например, какие советы в этой книге дает опытный учитель своему молодому коллеге..

1. Юный друг мой и товарищ! Люби родной тебе простой народ русский и уважай святые его верования, добрые нравы и обычаи. Люби детей народа - твоих учеников и учениц и помни, как дорого для них твое доброе, ласковое слово. Люби учебно-воспита­тельное дело и никогда не забывай, что любовь для школы - то же, что солнце для природы. Любя дело воспитания, прежде всего стремись к личному нрав­ственному совершенствованию. Затем, памятуя пословицу «век живи, век учись», никогда не останавливайся в своем умственном развитии, но вся­чески заботься о пополнении своего образования, как учебно-воспитательного, так и общенаучного.

2. Никогда ни одного урока не давай без предварительной к нему подготовки и всегда веди обучение по обдуманному заранее плану.

3. Обучай одновременно всех учеников и учениц отделения или класса, занимайся непременно со всеми и всех призывай к участию в разработке или воспроизведении урока.

4. Возбуждай у всех учащихся умственную самодеятельность, стремясь к тому, чтобы все твои ученики и ученицы возрастали и развивались умственно и нравственно, в направлении положительном и добром.

5. Обучай наглядно, привлекая, по возможности, все внешние чувства учащихся, особенно же зрение и слух, к познаванию изучаемых предметов.

6. Старайся обучать интересно, занимательно, возбуждая внимание всех учащихся к предмету урока и развивая у них любознательность и наблюдательность.

7. Чаще проверяй свои занятия перед судом педагогики и науки: отдавай себе отчет в каждом данном тобою уроке - в правильности его ведения и в степени его пользы; после каждого урока задавайся вопросом, подвину­лись ли твои ученики и ученицы вперед на пути умственного и вообще духовного развития... Никогда не забывай, что Бог Всесильный и Всеблагой - Помощник наш во всяком добром деле. Люби и трудись, верь и надейся!

Вот и все заветы, которые от души, дружески дает тебе старый учитель.

Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 62100
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #392 : 08 августа 2017, 23:08:40 »
Много говорили)

Как обычно)))

Оффлайн Мачо

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2937
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #391 : 08 августа 2017, 18:39:43 »
А что удалось сделать?!
Комментарий profiok.com    http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/07/oyu_vasileva_zadach_vperedi_bolshe_chem_udalos_sdelat/
Заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов.
Юрий Смыслов"Чем подкупает и располагает министр образования Ольга Юрьевна Васильева " - так это последовательностью, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Сказала год назад, что лично посетит многие регионы - и действительно часто ездит по стране. Пообещала вернуть в школы астрономию - и довела дело до конца. Отметила, что не сторонница революций и выступает за эволюционное развитие, - и именно такого подхода придерживается даже при формировании собственной команды. Обратите внимание - никаких скандалов и громких увольнений, присмотрелась к имеющимся сотрудникам, с кем-то рассталась, кому-то доверила новые участки, на какие-то позиции привела своих знакомых, на другие долго подбирала людей. Но всё это, что называется, в рабочем порядке, органично, без истерик и потрясений.

Стратегия и понимание того, что и зачем она делает, у Ольги Васильевой, как мы видим, есть, и министр этой выбранной линии последовательно придерживается. Тут можно соглашаться или не соглашаться, критиковать или хвалить, но сам факт осознанности действий уже обнадёживает. Не так опасно ошибиться в выборе стратегии, как не иметь вообще никакой. И консервативность подхода мне, скорее, импонирует: важно дать детям некую базу, основу, научить их учиться и быть достойными гражданами. В конце концов, школа должна готовить детей к жизни, а не к ЕГЭ.

И ещё один важный момент. Наконец-то действия различных ведомств, государства, реального сектора начинают смотреться согласованно. Скажем, мы хотим, чтобы в нашей стране дети интересовались космосом и авиацией. Пока Минобрнауки занималось возвращением в школьную программу астрономии, на экраны вышел прекрасный отечественный фильм «Время первых», страна осваивает космодром «Восточный», а на ВДНХ десятки предприятий ОПК и ракетно-космической отрасли создают центр «Космонавтика и авиация» в заброшенном когда-то павильоне «Космос». Там будут макеты станции «Мир» (полноразмерный!), нового космического корабля «Федерация», орбитальной станции «Алмаз» (тоже полноразмерный, его привезут из ВПК «НПО машиностроения»), там же разместят модель новейшего лайнера МС-21. Представляете, как будет интересно школьникам? В этом же году в МГУ появился факультет космических исследований. По всей стране открываются «Кванториумы», а СоюзМаш и Минпромторг проводят детский фестиваль «От винта!», который посещают первые лица страны. Всё это в совокупности - и есть полноценная государственная политика по формированию человеческого капитала. Думаю, в этих изменениях руководство Минобрнауки играет отнюдь не второстепенную роль»

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38321
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #390 : 08 августа 2017, 14:29:46 »
А что удалось сделать?!
Много говорили)

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3239
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #389 : 08 августа 2017, 07:54:02 »
А что удалось сделать?!

Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 62100
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьном образовании
« Ответ #388 : 07 августа 2017, 13:18:08 »
Ольга Васильева: задач впереди больше, чем удалось сделать

Без малого год назад, в августе 2016 года, министром образования и науки РФ была назначена Ольга Юрьевна Васильева. В таких тонких сферах перемены происходят медленно, а результаты вообще дают о себе знать через годы. Тем не менее, анализировать провозглашённое, начатое, сделанное новым министром можно и нужно. О том, чего удалось добиться О.Ю. Васильевой за год работы в должности министра и что ждёт российских школьников и студентов в наступающем учебном году, – в материале profiok.com.

Внимание к педагогам
Ольга Васильева сразу сказала, что одной из основных своих задач считает укрепление престижа профессии педагога и повышение качества педагогического образования. «Моя важнейшая забота — педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач», – повторила она в недавнем интервью газете «Известия».

Напомним, что президент РФ Владимир Путин ещё в декабре 2015 года дал поручение разработать национальную систему учительского роста. Суть в том, что работа над повышением качества преподавания и подготовки преподавателей будет вестись непрерывно: учителя будут постоянно повышать квалификацию. В идеале – каждые три года.

Идея, по словам министра, «очень скоро претворится в жизнь». Для начала пройдёт аттестация учителей. Это нужно для того, чтобы определить их уровень владения профессиональными компетенциями. Пока аттестация пройдёт в 13 российских регионах, которые выразили такое желание. Конечно же, ни о каком наказании для тех, кто покажет неудовлетворительные результаты, речь не идёт. Просто исследование поможет понять, как нужно будет выстраивать систему повышения квалификации педагогов, на что обращать внимание в первую очередь. В дальнейшем при выстраивании этой системы планируется учитывать мнение выпускников общеобразовательных школ – спустя несколько лет после того, как они закончат школу. Идёт работа и над подготовкой профессионального стандарта учителя, который должен быть принят к 2020 году.

Квалификация квалификацией, но профессия педагога – это во многом и «человеческий фактор». Как любит повторять Ольга Васильева, образование – это не услуга, а миссия, сочетающая одновременно обучение и воспитание. Важно, чтобы учителя чувствовали внимание государства, а общество, наконец, по достоинству оценило важность и ценность школьного учителя. Здесь хочется сказать, например, о том, что финал конкурса «Учитель года» стараниями Ольги Васильевой прошёл в прошлом году не где-нибудь, а в Государственном Кремлёвском дворце. В июне этого года наставников выпускных классов, чьи воспитанники отличились во время итоговой аттестации, принимал в Кремле Владимир Путин. Кстати, на этой встрече Ольга Васильева во всеуслышание попросила президента показать концерт, посвящённый Дню учителя, на одном из центральных каналов. «В стране пять миллионов педагогов, которые никогда в жизни не видели концерт, посвящённый Дню учителя, в прайм-тайм», – заявила министр, добавив, что личное присутствие президента на концерте, совпадающем с финалом конкурса «Учитель года», и вовсе стало бы «большим счастьем». «Хорошо, сделаем», – ответил глава государства.

Содержание образования
На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) были слишком расплывчатыми. В них не было ответа на основной вопрос: что должен знать и уметь ребёнок «на выходе». Поэтому было решено наполнить эти стандарты содержанием. В конце июля закончилось общественное обсуждение проектов новых стандартов с первого по девятый класс. Теперь в них чётко написано, что ребёнок должен знать в каждом классе по каждому предмету. Стандарты ещё не утверждены, но дело явно движется к логическому завершению. Важно, что в обсуждении и подготовке этих документов принимало участие большое количество экспертов: есть шанс, что ничего критически важного упущено не будет.

Изменения ФГОС – лишь часть работы по созданию единого образовательного пространства. Идея министра проста: переходя из школы в школу, в том числе меняя город проживания или даже регион, ребёнок не должен испытывать никаких проблем со школьной программой. На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки в федеральном перечне содержалось 1423 учебника. Министр сразу сказала, что это слишком много – и к концу года добилась некоторых подвижек. Например, уже с этого учебного года школьники будут учиться по учебникам, написанным на основе утверждённого историко-культурного стандарта, и будет таких учебников всего две-три линейки. На текущий год запланирована также разработка концепций преподавания физики, химии, биологии и иностранных языков.

При этом, считает Ольга Васильева, дети не должны испытывать никаких перегрузок. Школьное расписание должно составляться так, чтобы не вынуждать детей высиживать по восемь уроков в день, оставлять им время на выполнение домашних заданий, занятия спортом и другую внеурочную деятельность. Кстати, в школьных планах есть так называемая внеурочная деятельность – обязательные 10 часов бесплатных занятий после уроков. По мнению министра, это должны быть занятия спортом, техническим творчеством, музыкой, литературой и шахматами. О шахматах Ольга Васильева в последнее время говорит часто. Оказывается, есть статистика: у детей, которые играют в шахматы, в среднем на 40 процентов выше успеваемость (правда, может быть, наоборот, шахматами интересуются самые способные? – profiok.com). Шахматы хороши не только тем, что развивают ребёнка, но ещё и тем, что не требуют ни больших финансовых вложений, ни организационных мероприятий. Есть разработанные методики, и любой учитель может освоить шахматы сам и научить этому детей.

Особо нужно сказать о том, что с 1 сентября в российские школы возвращается курс астрономии в объёме 35 часов. Возвращается, по выражению Ольги Васильевой, «триумфально». Действительно, ситуация была парадоксальной: в стране, десятилетиями лидирующей в освоении космоса, в школах не изучали астрономию. Несмотря на то, что с этого года предмет станет обязательным, его введение проводится достаточно мягко: например, школы могут сами решать, с какого полугодия включать астрономию в расписание и в каком классе её изучать – в десятом или в одиннадцатом. Всероссийские проверочные работы по астрономии начнутся с 2019 года, ЕГЭ пока не планируется вообще.

Новое качество ЕГЭ
По поводу ЕГЭ можно часто слышать недовольство, но если внимательнее посмотреть на данные опросов, то можно заметить, что среди противников экзамена – в основном, представители старшего поколения. Молодёжь давно уже то ли привыкла, то ли смирилась, а в сознании совсем юных школьников ЕГЭ существовал едва ли не всегда.

Неоспоримая и важная заслуга ЕГЭ – роль «социального лифта». До введения ЕГЭ у многих способных ребят из провинции практически не было шансов поступить в «продвинутые» столичные вузы.

Что касается самой системы, то она постоянно совершенствуется. В этом году из ЕГЭ по физике, биологии и химии был убраны тестовые задания. Таким образом, тестовая часть осталась только в экзамене по иностранному языку.

Результаты ЕГЭ-2017 оказались лучше, чем в прошлом году: зафиксировано намного меньше нарушений, значительно большее количество выпускников справилось с преодолением минимального порога. О коррупции при проведении ЕГЭ давно уже ничего не слышно. Говорят, остался единственный способ получить гарантированного «стобалльника» – отправить ребёнка на год учиться в Дагестан. Желающих, понятно, не очень много, к тому же появились другие способы попасть в желаемый вуз – например, предметные олимпиады или целевое обучение.

Ольга Васильева постоянно говорит о том, что нельзя относиться к баллам ЕГЭ как к цели и превращать обучение в школе в подготовку к ЕГЭ. По её убеждению, в школе нет важных и неважных, нужных и ненужных предметов. Ученик должен полностью осваивать школьную программу, а потом без всякого стресса сдавать выбранные экзамены.

Для того чтобы школьники уделяли внимание всем предметам, появились проверочные работы. После того, как выяснилось, что у школьников утрачен навык так называемого «функционального чтения», то есть способность пересказать прочитанное, зашёл разговор о введении устных тестов по русскому языку в девятом классе, а допуском к ЕГЭ в 11 классе стало сочинение. С 2020 года планируется введение обязательного ЕГЭ по истории, с 2022 года – по иностранному языку.

Подготовка специалистов
В этом году шансы поступить на бюджетные места в вузах имеют 57 процентов выпускников школ. По сравнению с предыдущими годами количество бюджетных мест не уменьшилось, однако они перераспределились в соответствии с государственными приоритетами: больше – на инженерные, технические, педагогические и медицинские специальности, меньше – на юридические и экономические. Высокие баллы ЕГЭ – не единственный способ попасть в престижный вуз. Пропуском на поступление могут также стать победы в предметных олимпиадах, перечень которых утверждается Минобрнауки (в этом году их было чуть менее ста). Другой путь – заключение договора о целевом обучении с предприятием или регионом. Обучение будет бесплатным, однако выпускнику в таком случае предстоит трёхлетняя обязательная отработка.

В любом случае и будущие работодатели, и государство, и сами студенты начали понимать, что задумываться о будущей работе на пятом курсе вуза – слишком поздно. Выпускники вузов нередко жалуются, что устройство по специальности не всегда проходит гладко: работодатели либо требуют опыт работы, либо назначают начинающему специалисту невысокую зарплату, потому что первое время его всё равно придётся доучивать на месте. В планах Минобрнауки – во-первых, изменение правовой основы, чтобы специалистам без опыта было легче устроиться. Во-вторых, студенты смогут начать работать по своей специальности уже во время учёбы. Это будет делаться за счёт создания базовых кафедр, прохождения практики на предприятиях, создания студенческих инновационных предприятий или лабораторий. Новые формы работы для студентов будут создаваться и в рамках Национальной технологической инициативы. Кроме того, вузы в ближайшее время станут центрами не только прикладного знания, но и науки. Один из приоритетных проектов Минобрнауки называется «Вузы как центры пространства создания инноваций». В каждом регионе будет выбран университет, где сосредоточится вузовская наука. Предполагается, что он станет социально-экономическим, научным и культурным центром развития своего региона.

Стоит отметить и успехи в развитии среднего профессионального образования. В последнее время многие ребята после школы поступают не в вуз, а в колледж. И даже если это лишь ступень для дальнейшего пути в вуз (в обход ЕГЭ – profiok.com), общий уровень студентов учреждений СПО, уровень преподавания, оснащения этих учебных заведений постоянно растут. Для улучшения условий обучения создаются межрегиональные центры компетенций. К 2020 году в нашей стране будет двадцать таких центров. Уже известно, что в 2018 году на поддержку региональных программ развития профессионального образования из федерального бюджета будет выделено более миллиарда рублей. Кстати, грань между выпускниками колледжей, готовящих специалистов для высокотехнологичных отраслей, и вузов постепенно стирается: современный рабочий нередко не отличается от инженера или высококлассного программиста. Поэтому в рамках движения WorldSkills, к которому Россия присоединилась несколько лет назад, проводятся и чемпионаты для студентов вузов. Возможно, кто-то из студентов-участников выберет для себя современную профессию, связанную с реальным производством.

Эволюция как стиль
Несмотря на то, что в системе образования за последнее время многое изменилось, Ольга Васильева не делает никаких резких движений. «Система образования консервативна и не терпит революций», – часто говорит министр. Все изменения должны быть только эволюционными, постепенными, обдуманными. При этом обязательно стоит переосмысливать и использовать уже имеющийся опыт. «Всё новое – хорошо забытое старое, но в современных технологических реалиях», – сказала глава Минобрнауки в одном из недавних интервью.

К новым технологическим реалиям министр относится с пониманием: куда ж без них? Обсуждаются проекты НТИ, запускаются платформы онлайн-образования, появились официальные аккаунты министерства в соцсетях. Ольга Васильева понимает, что современных детей и подростков окружает такое количество информации, что их сложно сравнивать с советскими школьниками – реальность вокруг другая. Но это понимание вовсе не сбивает министра с выбранного курса: по её мнению, новые времена нисколько не повлияли на фундаментальные, базовые вещи.

«Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога – развить и привить желание учиться», – говорит Ольга Васильева. А раз принципы, лежащие в основе системы образования, не меняются, значит, можно использовать прошлый опыт и брать всё самое лучшее, скажем, из советской системы образования. Да и человеческие ценности, которые формирует школа, не имеют никакого отношения ни к временам, ни к технологиям. «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» – задаётся вопросом министр.

Многие считают Ольгу Васильеву консерватором. Собственно, она и сама признаёт, что во всём, что касается школы и педагогики, она придерживается консервативных позиций. При таком подходе изменения происходят медленнее, однако и возможные разрушения или ошибки минимизируются.

Подводя итоги года, который она провела в должности министра образования, Ольга Васильева отметила, что год был интересным и сложным, а как одно из достижений отметила, что удалось разобраться в том, что есть, и понять, куда двигаться дальше. Здесь необязательно иронизировать – для годичного срока сделано не так уж и мало, а наличие чёткой стратегии – половина успеха любого серьёзного мероприятия. Впрочем, как сказала министр, «задач впереди больше, чем удалось сделать».

Комментарий profiok.com
«Чем подкупает и располагает министр образования Ольга Юрьевна Васильева – так это последовательностью, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Сказала год назад, что лично посетит многие регионы – и действительно часто ездит по стране. Пообещала вернуть в школы астрономию – и довела дело до конца. Отметила, что не сторонница революций и выступает за эволюционное развитие, – и именно такого подхода придерживается даже при формировании собственной команды. Обратите внимание – никаких скандалов и громких увольнений, присмотрелась к имеющимся сотрудникам, с кем-то рассталась, кому-то доверила новые участки, на какие-то позиции привела своих знакомых, на другие долго подбирала людей. Но всё это, что называется, в рабочем порядке, органично, без истерик и потрясений.

Стратегия и понимание того, что и зачем она делает, у Ольги Васильевой, как мы видим, есть, и министр этой выбранной линии последовательно придерживается. Тут можно соглашаться или не соглашаться, критиковать или хвалить, но сам факт осознанности действий уже обнадёживает. Не так опасно ошибиться в выборе стратегии, как не иметь вообще никакой. И консервативность подхода мне, скорее, импонирует: важно дать детям некую базу, основу, научить их учиться и быть достойными гражданами. В конце концов, школа должна готовить детей к жизни, а не к ЕГЭ.

И ещё один важный момент. Наконец-то действия различных ведомств, государства, реального сектора начинают смотреться согласованно. Скажем, мы хотим, чтобы в нашей стране дети интересовались космосом и авиацией. Пока Минобрнауки занималось возвращением в школьную программу астрономии, на экраны вышел прекрасный отечественный фильм «Время первых», страна осваивает космодром «Восточный», а на ВДНХ десятки предприятий ОПК и ракетно-космической отрасли создают центр «Космонавтика и авиация» в заброшенном когда-то павильоне «Космос». Там будут макеты станции «Мир» (полноразмерный!), нового космического корабля «Федерация», орбитальной станции «Алмаз» (тоже полноразмерный, его привезут из ВПК «НПО машиностроения»), там же разместят модель новейшего лайнера МС-21. Представляете, как будет интересно школьникам.




 
.