Хотелось бы верить в то, что в системе образования действительно происходят положительные сдвиги, пусть не так быстро, как хотелось бы, но главное, что они есть.
О возрождении педагогического образования, принципах работы педагогического университета и перспективах его выпускников
Популярность педагогического образования в России в последние годы растет. Ключевая причина - рост престижности профессии учителя в обществе. Работа педагогов впервые за долгие годы стала достойно оплачиваться, и в педагогические вузы, на педагогические программы классических университетов пошли сильные абитуриенты, причем не ради диплома, а ради того, чтобы работать в школе. В самом педагогическом образовании идут масштабные процессы серьезного повышения качества.
Рост популярности профессии хорошо иллюстрирует ежегодный мониторинг приема в вузы: отчетливо виден рост среднего балла по педагогическим направлениям подготовки. И еще хорошая иллюстрация - отсутствие учительских вакансий во многих регионах. На освободившееся место учителя, как правило, претендуют несколько человек, и директора школ имеют возможность выбирать лучших.
Все эти факторы обуславливают реалистичность предъявления более высоких требований к молодому специалисту, который приходит на работу в школу, и к вузам, которые таких специалистов выпускают. Это прочное знание школьного предмета и способность выходить за его пределы, владение методикой обучения, индивидуальным подходом к каждому ребенку в условиях массовой школы, способность все время учиться самому, общая культура. Учитель должен быть примером для ребенка во всем, будь то культурная и гражданская идентичность или умение строить отношения с другими людьми.
Неотъемлемой частью образования является воспитание. Студенты участвуют в управлении университетом и в самоуправлении, включены в общественную жизнь и во взаимодействие с важнейшими сообществами, будь то Российское движение школьников или традиционные религиозные конфессии.
Современная модель подготовки педагога возникла не на пустом месте, она является продолжением лучших традиций российского и советского педагогического образования. Сегодня учителя, например, химии и биологии, русского языка и литературы, готовят пять лет, как это было и пятьдесят лет назад. Но при этом используются все дополнительные возможности для повышения качества, которые дают нам современные технологии. Более того, работающий учитель может поступить в магистратуру, где он достигает, например, принципиально нового уровня подготовки для работы с теми или иными особыми категориями детей. Те же технологии сегодня открывают и принципиально новые возможности для снижения нагрузки преподавателей, повышения оплаты их труда и эффективности работы. Это становится возможным, в частности, за счет использования открытых образовательных ресурсов. Все больше выпускников МГУ и других классических университетов также приходит в школы.
Статья от 15.11.2016