Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
[/quote
Вы уверены? *скепсис*
Простите, эти суффиксы так необходимы для жизни?Очень
(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, – это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё.
(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8 )Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей.
(11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это ещё не всё. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.
(16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой.
(19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели!
(29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал уже
по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.
(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности».
(По Д. Утенкову*)
«Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приёмы, ведущими среди которых стали __________ (предложения 2–3), __________ (предложения 39–43). А __________ (предложения 14–15; предложения 32–33) – приём, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых – __________ (предложения 3–4)».
Список терминов:
1) эпитет
2) вопросно-ответная форма изложения
3) метафора
4) градация
5) парцелляция
6) ирония
7) противопоставление
8 ) цитирование
9) анафора
Прочитайте текст и выполните задание (на места пропусков вставьте подходящие термины).Цитирую данный материал, чтобы при случае показать нашим молодым педагогам, как из культурного кода страны можно сделать егешное безобразие, нацеленное на что?!
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.(8 )Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
«Виктор Астафьев, размышляя о попутчиках, использует такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 2, 14). Характеризуя героиню текста, автор использует такой приём, как _____ (предложения 10, 20). Говоря об отношениях мужа-фронтовика и его жены, писатель употребляет такие лексические средства выразительности, как _____ («заизвинялся» в предложении 16, «изрядно» в предложении 5), _____ («… любовь, … любовь» в предложении 23)».
Список терминов:
1) инверсия
2) литота
3) фразеологизм
4) ряды однородных членов
5) метафора
6) ирония
7) разговорная лексика
8 ) лексический повтор
9) восклицательные предложения
Даа(Это навык, его можно наработать. Разбирать, анализировать, самим придумывать подобные предложения. И не будет промахов.
Главное, чтобы дети увидели способы присоединения придаточных и вспомнили правила многосоюзия.
Это навык, его можно наработать. Разбирать, анализировать, самим придумывать подобные предложения. И не будет промахов.Только с этим навыком можно так работать? Или и остальные надо анализировать? 😉
Вот предложение с досрочного экзамена. Весьма сложное.Уже было.
Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе (1) и (2) хотя очень тяжело было видеть (3) как он приходит и садится на то место (4) где прежде сидел отец (5) и ест его ложкой из его тарелки (6) всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой (7) когда он уже спал.
"Невидимые" фразеологизмы:у Пастернака есть "выпрямившись "во весь рост", хотя я бы сказала это фразеологизм с плеоназмом
иметь в виду, в конце концов, ни в какую, альфа и омега, то и дело, на самом деле, всё равно, как собака, взять своё, сплошь и рядом и др.
у Пастернака есть "выпрямившись "во весь рост", хотя я бы сказала это фразеологизм с плеоназмомДумаю, что фразеологизм только "во весь рост".
Думаю, что фразеологизм только "во весь рост"."Во весь рост" означает "выпрямившись"
"Во весь рост" означает "выпрямившись"А "вытянувшись на кровати во весь рост"?)
А "вытянувшись на кровати во весь рост"?)а разве так бывает? Это тот же плеоназм. Вытянувшись - это уже действие с использованием всего роста
а разве так бывает? Это тот же плеоназм. Вытянувшись - это уже действие с использованием всего ростаБывает. А вот просто лежать "во весть рост" нельзя) как и стоять.
И ещё вопрос. У Розенталя в разделе "Чередование гласных в корне" нет чередования с нулевым звуком. А как в задании 9? Мы встретили слово "препинания" (знаки препинания). Препинания < запинка<запнуться. Так мы теперь в этом задании считаем примером чередования такие слова?Пока не считаем. Называем "беглые гласные". Хотя в словах "драка", "задор", "деру", "сдирать" та же история
Пока не считаем. Называем "беглые гласные". Хотя в словах "драка", "задор", "деру", "сдирать" та же историяв той работе, что дали моему ученику на пробном ЕГЭ, это слово отнесли к чередованиям. Вопросы к составителям, конечно. Лишь бы на настоящем экзамене не было таких накладок.
в той работе, что дали моему ученику на пробном ЕГЭ, это слово отнесли к чередованиям. Вопросы к составителям, конечно. Лишь бы на настоящем экзамене не было таких накладок.А ваш ученик сохранил файлы с пробного?
А ваш ученик сохранил файлы с пробного?Сохранил этот вариант целиком, да.
Сохранил этот вариант целиком, да.У меня есть тоже варианты с платного тестирования, давайте обменяемся
Х..телось петь - (не)поётся.
Пр..шла суровая зима - Урал замер.
Ямщик гаркнул - кони взвились.
3a день уст..вал: ныла спина, руки, ободра..ые о колючий осот, горели.
Это простая расстановка, без заморочек)
А теперь моя любимая рубрика: мои личные заморочки русского языка :biggrin:
Если в предложение про зиму и Урал делать акцент на сказуемые, то перед нами последовательность действия, значит ставим тире. Если акцент на прилагательное (то есть подчёркиваем суровость зимы именно тем, что Урал замер) то тогда вот оно - двоеточие, так как объяснение и раскрытие первой части.
Это если без заморочек) а я мастер по заморочкам))
С Уралом не все так просто. Второе предложение вывод или следствие из первого. Так что тире
Это если без заморочек) а я мастер по заморочкам))
По поводу БСП предлагаю не заморачиваться. Хотя вот предложение, по поводу которого я задумалась.Обобщающее слово при однородных членах.
Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека довольно мрачную картину: необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами, или подземелье Минотавра
Обобщающее слово при однородных членах.
Но! Включается рубрика "мои заморочки", и тогда "или подземелье Минотавра" становится уточняющим приложением. Это шутка, конечно :biggrin:
Упоминание (подлеж.) рисует (сказ.) (кого? что? - В.п.) картину(дополн.): хитросплетение или подземелье ( оба слова в В.п., оба - дополн). Как-то так. БСП не вижу совсем.
Объяснение винительному вижу: продолжение предложения с опорой на сказуемое.
"Моя заморочка". Весьма сомнительно по поводу винительного падежа. Мне видится именительный в чистом виде. И я так полагаю, что мы обе отчасти правы
Объяснение винительному вижу: продолжение предложения с опорой на сказуемое.
Об именительном тоже думала. Но не вижу, за что его зацепить и как объяснить, поэтому принимаю версию с именительным только теоретически. Но и отмести её никак нельзя)) Конечно, такое предложение давать в ЕГЭ некорректно, но похоже, что у составителей нет "заморочек"))
оттого?
Похоже на вывод или следствие ПОЭТОМУ или оттого, как уже сказала МариСоставители и эксперты любят "поэтому", но "оттого" тоже подходит, конечно.
Задание 1
Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.
Современная оценка потерь советского народа во время Великой Отечественной войны (около 27 млн.) получена методом демографического баланса. Специалисты по возможности аккуратно сравнили данные довоенных переписей с послевоенными и, пересчитав по годам, установили, что при сохранении нормальных условий смертности и рождаемости в стране к концу 1945 года должно было бы быть на 27 млн. взрослого населения больше, чем оказалось в действительности. Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Метод не слишком строгий, но другого, имея в виду отвратительное ? качество учета, пока не придумали.
Что же до Первой мировой, то наиболее серьезные исследователи — в том числе царский генерал Н. Н. Головин, советский демограф Б. Ц. Урланис и задолго до него Е. З. Волков — независимо друг от друга дают оценки смертельных потерь русской армии в интервале от 1,7 до 2,0 млн. В среднем 1,8 млн плюс-минус 10 %. То есть жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.
А потом со страной и описывающей ее статистикой что-то случилось. Поменялись нормы. ?
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что в нем содержится иллюстрированный материал, примеры и тщательные пояснения.
2) Языковые средства текста (антонимы смертность и рождаемость, эпитеты строгий, отвратительное, фразеологизм имея в виду) являются средством создания образа и передачи эмоционального состояния автора.
3) Текст относится к научному стилю, потому что характеризуется тщательным подбором слов, которые используются в прямом значении, использованием терминов и специальной лексики.
4) В тексте уделяется особое внимание частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.).
5) В тексте использованы существительные, обозначающие понятия признака или состояния (оценка, данные, население, учет).
Мдааа....Прочитал. Не понятно, а причем и где тут русский язык?!
Мдааа....Прочитал. Не понятно, а причем и где тут русский язык?!Это новое задание в ЕГЭ по русскому. Будет представлено на экзамене впервые в 2022 году. На мой взгляд, оно дублирует послетекстовые задания 22-24 и 26. Оно будет отнимать довольно много времени хотя бы потому, что в нём 5 пунктов разнотипных заданий и сами тексты немаленькие.
МИЛЕ.Тексты в этом задании абсолютно разные. У ребят не будет времени вчитываться в смысл, им надо будет как можно быстрее сделать анализ текста, ведь время выполнения всего экзамена осталось прежним - 3,5 часа.
"Интересный" текст! Так и видишь автора его создавшего! Прочитала задания. Не поняла о каком "алгоритме" идёт речь.
Мдааа....Прочитал. Не понятно, а причем и где тут русский язык?!Вот что пишут разработчики этого задания на сайте ФИПИ:
Вот что пишут разработчики этого задания на сайте ФИПИ:
Как уже отмечалось выше, формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций – одинаково важные задачи преподавания русского языка. В связи с этим в экзаменационной работе 2022 г. усилены элементы проверки, связанные с формированием лингвистической компетенции, так как коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка не только не исключает изучения и анализа системы языка, но и, напротив, предполагает именно системное изучение лингвистики на деятельностной основе.
Не поддерживаю. Потому что это объяснение не конкретно, расплывчато. Слова "не только не исключает", "предполагает" - размывают объяснение. И само задание не проверяет коммуникативную функцию.-
Полностью поддерживаю!!! Знание языка не ограничивается умением без ошибки написать слово "капуста"
Не поддерживаю. Потому что это объяснение не конкретно, расплывчато. Слова "не только не исключает", "предполагает" - размывают объяснение. И само задание не проверяет коммуникативную функцию.-
А какое задание проверяет коммуникативную функцию?Частично - сочинение. Полностью - задания 2 и 3 в устном экзамене.
Частично - сочинение. Полностью - задания 2 и 3 в устном экзамене.
Коммуникативная функция подразумевает общение и обратную связь. Сочинение ЕГЭ можно только условно отнести к проверке коммуникативных навыков, потому что проверяется это сочинение по критериям.
Маловато. И это не на ЕГЭ
Коммуникативная функция подразумевает общение и обратную связь. Сочинение ЕГЭ можно только условно отнести к проверке коммуникативных навыков, потому что проверяется это сочинение по критериям.
Может, критерии отменить. Пусть эссе пишутТогда проверяющие будут в большом замешательстве. Критерии нужны. Но они должны быть абсолютно прозрачными. Вы видели где-нибудь в методичках критерий "излишняя метафоричность речи"? А он есть.
Я бы потруднее давала задания )))Давайте! Это отлично, если у вас есть задания потруднее.