Учёба и воспитание в частной Школе-ВУЗеО развитии концепции Школы-ВУЗа. Расширение темы
« Ответ #23 : 04 Июнь 2015У меня вопрос-просьба!
Нельзя ли вернуться к важнейшей теме образования человека – теме клипового мышления?
С удовольствием отвечу на все вопросы. Тема очень актуальная. Рассмотрим сегодня историю
клипового мышления и его антоним -
понятийное мышление._________________________________________________________________________________-
« Ответ #24 : 04 Июнь 2015Добрый вечер! Начнем с клипового мышления.
Понятие
«клиповое мышление» или «клиповое сознание» появилось в 1990-х годах и сейчас встречается довольно часто. Оно обозначает особенность восприятия информации современными тинэйджерами. Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка».
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ, социальные сети и интернет в целом.
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Вот отрывок из одного интервью профессора, доктора психологических наук Рады Грановской:
- Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут.......Завтра я продолжу повествование о клиповом мышлении, а пока читайте и задавайте вопросы....
Ваш зам.
___________________________________________________________________________________
« Ответ #25 : 04 Июнь 2015А чем отличаются люди с клиповым и линейным мышлением? Из каких получаются лучшие специалисты?
___________________________________________________________________________________________
« Ответ #27 : 05 Июнь 2015А чем отличаются люди с клиповым и линейным мышлением? из каких получаются лучшие специалисты?
Добрый день! С вами снова ваш зам. Рад, что появились вопросы. Попробую ответить на ваш вопрос вот в каком ключе, думаю это многим будет интересно...
Сегодня в России много говорят об упадке культуры и образования. Наши предприниматели обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть.
А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы.
Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако Фурсенко, Ливанову и Ко почему-то потребовалось реформировать лучшую в мире систему образования. Считающаяся сегодня лучшей финская система образования базируется на советском опыте! Основным достоинством разрушенной у нас системы было то, что она в значительной степени формировала понятийное мышление у обучаемых.
Следует отметить, что понятие было введено в обиход психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента. Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, анализировать прошлое и прогнозировать будущее. Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно воспринимают происходящее и принимают верные решения. Кто не обладает – уверены в правильности своего видения, но их иллюзии разбиваются о реальность.
По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи.
_____________________________________________________________________________________
« Ответ #28 : 05 Июнь 2015А чем отличаются люди с клиповым и линейным мышлением? из каких получаются лучшие специалисты?
Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаем нашу тему.
Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.
Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «понятийного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и
не перескакивать с темы на тему.
___________________________________________________________________________________________
« Ответ #30 : 06 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаем разговор о клиповом и понятийном мышлении.
Понятийное мышлениеПонятийное мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
Первым, кто стал заниматься вопросами понятийного мышления и способами его развития у человека был советский ученый Л.С. Выготский (1896-1934).
Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. Выготский при этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду. "В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность... Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом" (Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926, с. 57-58).
Как сильно напоминает нашу концепцию...А это первые и главные шаги в развитии у ребенка понятийного мышления. Об этапах его развития по Выготскому мы узнаем завтра.
_________________________________________________________________________________
« Ответ #31 : 07 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаем нашу дискуссию о понятийном мышлении и о вкладе Выготского.
Главная психологическая цель воспитания и обучения - целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. планомерная организация их развития. Выготский разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении Выготского -
"правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Обучение есть... внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека" (Избранные психологические исследования, М., 1956, с. 450).
Анализируя этапы психического развития, Выготский сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования "стабильных" и "критических " возрастов с учётом характерных для каждого возраста психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления -
от синкретического через комплексное, через мышление псевдопонятиями к формированию истинных понятий.
Завтра я расскажу вам о минусах и даже плюсах клипового мышления...._____________________________________________________________________________________
« Ответ #33 : 08 Июнь 2015А когда наступают эти "критический и стабильный возраст"?
Вопрос очень сложный, но попробую дать ответ.
Дело в том, что во времена Выготского и позднее с возрастами все было более или менее понятно, этапы можно было разбить на: с рождения до школы, начальная школа, средняя и старшая; плюс переходный возраст (13-14 лет). И так было в среднем по стране, т.к. существовала действенная система образования и воспитания.
Сейчас, когда образование бессистемное, а процесс воспитания вообще оставлен за бортом, сложно выделить какие-либо этапы, у всех все по-разному. Если раньше в год ребенок уже должен был что-то лепетать, то сейчас есть дети (и их становится все больше и больше) которые не разговаривают до 2-3-х лет. И так далее.....
______________________________________________________________________________________
« Ответ #35 : 08 Июнь 2015т.е.в каждой школе должна быть создана психологическая служба, которая будет отслеживать каждого ребенка. И работать эта служба должна в тесном контакте с учителями? Я правильно поняла?
...не надо служб, достаточно того что у нас в школе малочисленные классы, а вот родителям более тесно "жить" со школой точно надо!
__________________________________________________________________________________
« Ответ #36 : 08 Июнь 2015НАША Школа - это вообще отдельное явление
И НАМ несказанно повезло!
_________________________________________________________________________________________
« Ответ #38 : 08 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаем нашу тему - клиповое и понятийное мышление. Вчера я обещал вам рассказать о минусах и даже плюсах (но это спорно) клипового мышления. Вот один из них.Минус 1: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.
___________________________________________________________________________________________
« Ответ #40 : 10 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Прошу прощения, что 2 дня ничего не писал, не было вдохновения. Продолжаю свое повествование о минусах клипового мышления.Минус 2: Люди становятся податливыми к манипуляциям и влияниюКраткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.
Также можно провести аналогию во все сферы жизни.
__________________________________________________________________________________
« Ответ #41 : 11 Июнь 2015 Привет, вдохновленный ЗАМ!
Для поддержания вдохновения, а, главное, для дальнейшего углубления темы рекомендую внимательно изучить статью Асмолова А.Г. "Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия". Там и клиповое мышление, и вопросы бытия посложнее. Очень пригодится для дальнейшего развития концепции Школы-ВУЗа.
_____________________________________________________________________________________________
« Ответ #44 : 12 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаю свое повествование о минусах клипового мышления.
Минус 3: Ослабляет чувство сопереживания Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.
____________________________________________________________________________________________
« Ответ #45 : 13 Июнь 2015 Люди становятся черствыми, безэмоциональными. Вот идут новости, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Потом рекламные ролики – один с другим не связан. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и пройти через мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным.
____________________________________________________________________________________
« Ответ #46 : 13 Июнь 2015 Честно говоря, вот этот поток негатива с экранов невольно или сознательно откатывает сознание людей в далекое Средневековье, когда если не единственным развлечением было присутствовать на публичной казни, когда болезни и войны косили людей, и человеческая жизнь ничего не стоила. Куда мы катимся? Назад?
__________________________________________________________________________________
« Ответ #47 : 13 Июнь 2015Добрый вечер! С вами снова ваш зам. Продолжаем про клиповое мышления. Некоторые ученые считают это плюсом, но этот плюс, скорее, минус.Защищает мозг от информационной перегрузкиМногие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.
____________________________________________________________________________________
« Ответ #48 : 14 Июнь 2015Единственное средство усмирить клиповое мышление - почаще выходить в реальный мир. Там от нас от всех требуется думать, прежде чем делать следующий шаг.
_____________________________________________________________________________________
« Ответ #49 : 15 Июнь 2015Добрый день! С вами снова ваш зам. А вот еще, по мнению ученых, один из плюсов клипового мышления. Спорно....Развивает многозадачностьАмериканский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.
Ну-ну...__________________________________________________________________________________________--
« Ответ #50 : 20 Июнь 2015Ну-ну... Сказки...
Ежедневно будет тренироваться расфокусирование внимания, человек утрачивает способность сосредотачиваться, усвоение новой информации вызывает большие трудности, вместо развития умственных способностей происходит деградация.
_____________________