Ровно 180 лет назад началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Спустя год, в 1844-м, на Каланчёвском пустыре был заложен Петербургский вокзал.
Строительство особой государственной важности вело правление IV округа путей сообщения и публичных зданий. Единоличный подряд на строительство получил купец 1-й гильдии Александр Логинович Торлецкий.
Вокзал по проекту Рудольфа Андреевича Желязевича и Константина Андреевича Тона, любимого архитектора императора Николая I, был закончен за пять лет, в 1849-м. Изначально планировалось возвести станцию на Садовом кольце. Рассматривались Трубная площадь и Тверская застава. Но московские власти, опасаясь пожаров от искр паровозов, перенесли строительство на тогдашнюю границу города — Каланчёвский пустырь. Когда-то недалеко от этого места стоял путевой дворец Алексея Михайловича с большой каланчой, поэтому и площадь назвали Каланчёвской.
После смерти императора Николая Павловича железная дорога стала Николаевской, а вокзал — Николаевским. Ровно 100 лет назад дорога была переименована в Октябрьскую — и вокзал с ней. Сейчас он Ленинградский. Хотя и города уже такого нет. До 2013 года в зале стоял бюст Ленина, теперь перед зданием — бюст Тона.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 140 лет.