Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 115214 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №3 (диктант)

     До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье. За ним были видны темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега. Они рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни. Кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы неровное побрякиванье русского колокольчика.
— Завтра будет славная погода! — сказал я.
     По бокам высокой горы ползали легкие облака, а на вершине лежала черная туча, такая черная, что на темном небе она казалась пятном...
     Уже мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки. Вдруг пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег. Я посмотрел на попутчика.
— Нам придется здесь ночевать, — сказал он с досадою.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №2 (переписывание)

     Давно запряженные кони продрогли на снегу. Месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.
     Мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые горы.
     Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №1 (изложение)

     Я остановился на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:
— Печорин! давно ли здесь?
     Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю раньше меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос. Ему едва ли исполнился двадцать один год, но выглядел он старше. Он поминутно крутит усы левой рукой, а  правою опирается на костыль. Поговорив, мы расстались, и я пошёл гулять по виноградным аллеям…
     Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо источника, я остановился у крытой галереи и стал свидетелем довольно любопытной сцены. Княгиня с московским франтом сидела на лавке. Оба были заняты серьезным разговором. Княжна прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
     Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бежняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня.
     Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему. Потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал... Только тогда бедный юнкер заметил мое присутствие.
— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс. Задания. 2 четверть

I. Перепишите. В предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
   Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину.(И.С. Тургенев)

II. Переписать,  вставить пропущенные буквы.
1. "Знаешь что? Ему ужасно хочет..ся уйти от меня", — шепнула мне наскоро Наташа, когда он вышел на минуту, — да и боит..ся.(Чехов А.П.)
2. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеят..ся и стараясь заглушить печальные предчувствия. (Пушкин А.С.)
3. Тебе бы все с ружьем баловат..ся!(Тургенев И.С.)
4. Теперь случает..ся, что вдруг развеселит..ся и похорошеет, а тогда она очень иногда любила поболтать и посмеят..ся. (Достоевский Ф.М.)
5. Он боялся, что помимо его воли в нем может что-то взорват..ся. (Горький М.)
6. От ядра они разлетаются и разрешают..ся обильным дождем. (Гончаров И.А.)

____________________________________________________________

I. Перепишите пословицы. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.
   1. Глаза - зеркало души. 2. Молчание - знак согласия. 3. Азбука - к мудрости ступенька. 4. Щи да каша - пища наша. 5. Чужая душа - потёмки. 6. Хлеб - всему голова. 7. Смех - лучшее лекарство. 8. Слово - серебро, а молчание - золото.

II. Переписать,  вставить пропущенные запятые между однородными  членами предложения.
1. Погоди не перебивай меня. Ты вот резвишься бегаешь, точно дитя, с ребятишками. (Гончаров И.А.)
2. Огромный платяной шкаф орехового дерева большой письменный стол с полками пианино два мягкие дивана и более полудюжины кресел составляли его мебель.(Гончаров И.А.)
3. Таких удивительных роз лилий камелий таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и заканчивая черным, как сажа,  Коврину не случалось видеть нигде.(Чехов А.П.)
4. Наташа улыбалась мне улыбалась малютке плакала смеялась. (Толстой Л.Н.)
5. Между двух столбов были протянуты веревки, на которых висели калачи мясные окорока. На стоявших тут же столах были нагромождены кучи пирогов караваев блинов сырников и других яств. (Гоголь Н.В.)
6. Цвет лица у ней был очень нежный белый, волосы длинные русые мягкие и вьющиеся, и прекрасные ясные кроткие доверчивые глаза. (Толстой Л.Н.)

_____________________________________________-

I. Перепишите. В нераспространённых предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
   Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву, Леса моросили дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Наступил сентябрь. Сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.(Паустовский К.Г.)

II. Переписать,  раскрывая скобки.
1. Ее черты, строгие и резкие, особенно ее (с,з)жатые губы, выражали твердость и силу воли.(Толстой Л.Н.)
2. Иные, еще обросшие листьями внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои бе(с,з)жизненные, обломанные ветви.(Тургенев И.С.)
3. Наконец, после многих ра(с, з)спросов вы находите желанную дверь; по(с, з)кользнувшись на пороге, вы летите две ступени вниз и попадаете ногами в лужу, потом ощупываете лестницу и начинаете в(с,з)бираться наверх. (Лермонтов М.Ю.)
4. Я кинулся со всех ног, подскользнулся на паркете и чуть-чуть не ра(с,з)клеил носа.(Гоголь Н.В.)
5. Придется еще много услышать жестоких и бе(с, з)человечных слов и долго оставаться бе(с,з)молвным свидетелем всякого рода бе(с,з)стыжеств. (Салтыков-Щедрин М.Е.)
6. Мужик, ра(с,з)клавши огонёк, наудя рыб, и(с,з)жарить их собрался.(Крылов И.А.)

_____________________________________________

I. Перепишите. В предложениях подчеркните имена существительные, как члены предложения, укажите их склонение.
    Зима. Снег лежит на каждой тропинке и каждой аллее . На зелёной ёлке и пихте, хвоя покрылась инеем. Спит в берлоге, в своей постели косолапый медведь. Белка скачет с ветки на ветку. Заяц у белоствольной берёзки попрыгивает. Бродит по просёлочной дороге, возле деревни. (И.С. Тургенев)

II. Переписать, расставить знаки препинания при прямой речи.
1. Могучий Олег головою поник и думает Что же гаданье? (Пушкин А.С.)
2. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе. (Пушкин А.С.)
3. Где же вожатый спр..сил я у Савельича.(Пушкин А.С.)
4. Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху.(Пушкин А.С.)
5. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв.(Пушкин А.С.)
6. Это что ещё вскр..чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.(Пушкин А.С.)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
5 класс
2 четверть
1.   Словосочетание. Разбор (главное и зависимое слово)
2.   Предложение. Виды (по цели высказывания, по интонации)
3.   Главные члены предложения
4.   Тире между подлежащим и сказуемым
5.   Распространённые и нераспространенные предложения. Второстепенные члены.
6.   Дополнение
7.   Определение
8.   Обстоятельство
9.   Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.
10.   Предложения с обращениями
11.   Простые и сложные предложения
12.   Прямая речь. Диалог

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №4

А.С. Пушкин «Дубровский»


    Марья Кириловна искала способ отправить кольцо в дупло заветного дуба. В это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело. Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу. Она обрадовалась ему и открыла окно.
— Здравствуй, Саша, — сказала она, — зачем ты меня зовешь?
— Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
— Спасибо, милый мой Сашенька! Ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
— Знаю, сестрица.
— Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
    С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
   Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро  очутился у заветного дерева,  оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.
— Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо, рыжий заяц, — кричал Саша, — или я проучу тебя.
   Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры — сюда, сюда...»
   Мальчишка силился от него отделаться. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
Но в это время сильная рука садовника Степана вцепилась в рыжие волосы.
— Ах, ты, — говорил садовник, — да как ты смеешь бить маленького барина...
    Саша успел вскочить и оправиться.
— Отдай кольцо! — кричал Саша.
    Садовник повел пленника на барский двор, и все трое очутились перед Кирилом Петровичем, который спросил, что случилось. Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и приказал нести розги. Саша испугался и всё рассазал: «Сестрица велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик...»
   Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
    Лицо Кирила Петровича омрачилось.
— А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— Ага, малина разве растет у меня на дубах?
    Мальчик ничего не отвечал.

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Пересказ.
5. Написать сочинение на тему "Образ Дубровского" по прочитанным текстам.



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите, определите спряжения глаголов
    Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика—стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронет и ухмыльнётся.
(И. С. Тургенев.)


II.Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.
1. Он побл..днел, вздрогнул, глаза его св..ркнули, и карточка пол..тела в камин.(Лермонтов М.Ю.)
2. Я не люблю хв..лить себя, я хочу только, чтоб мне отд..вали справедливость. (Островский А.Н.)
3. Виктор лениво прот..нул руку, взял, небрежно понюхал цветы и начал в..ртеть их в пальцах, с задумчивой важностью посматривая вверх. (Тургенев И.С.)
4. Как вольно дыш..т грудь, как крепн..т весь человек, охваченный свежим дыханьем весны! (Тургенев И.С.)
5. И вижу я, смотр..т он пред собой умиленно и ясно.  (Достоевский Ф.М.)
6. Алексей Александрович стал зам..чать, что Анна б..ялась его, т..готилась им и не могла см..треть ему прямо в глаза.(Толстой Л.Н.)


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №4

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


    Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он. - Должно быть, или волк, или человек».
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который стал двигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
— Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли где дорога?
— Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?
— Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?
— Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да, вишь, какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.
     Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жильё недалеко; сворачивай вправо да поезжай».
— А почему мне ехать вправо? — спросил ямщик с неудовольствием. — Где ты видишь дорогу?
— А потому, что ветер оттуда потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко.
     Сметливость его меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Я закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури.

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Пересказ.
5. Написать сочинение на тему "Образ Петруши Гринёва" (по прочитанным текстам).



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)
I. Перепишите. Объясните написание окончаний глаголов
    1. Грамоте учиться всегда пригодится. 2. Глаза боятся, а руки делают. 3. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. 4. Как шьется, так и носится. 5. Волков бояться – в лес не ходить. 6. Где тонко, там и рвётся.
7. Любишь на саночках кататься, люби и саночки возить. 8. Милые - бранятся-только тешатся.


II.Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.
1. Напрасно вы гневат..ся изволите; личико может перекосит..ся.(Тургенев И.С.)
2. Гляжу, поднимает..ся медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. (Некрасов Н.А.)
3. Марья Васильевна смеёт..ся и махает руками: "Полно, глупости". (Толстой Л.Н.)
4. Сколько раз мне случалось — ну, хоть, например, обижат..ся, так, не из-за чего. (Достоевский Ф.М.)
5. Эти деньги я не вам даю, с ним считат..ся и буду. (Островский А.Н.)
6. И в воздухе повисли те же искры,
    Колеблют..ся, не падая, мерцают.(Островский А.Н.)


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №3

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
     Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.
     Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич тоже советовал воротиться. Но ветер показался мне не очень сильным. Я понадеялся быстро добраться до следующей станции и велел ехать скорее.
     Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл. Сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»
     Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. Ветер свирепо выл. Снег засыпал меня и Савельича. Лошади шли шагом — и скоро стали.

1. Написание диктанта (один из абзацев).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Постановка вопросов к тексту.
5. Найдите 5 предлогов, выпишите словосочетания с ними.



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Прочитайте. Перепишите. Озаглавьте текст так, чтобы в его названии была выражена основная мысль.
    На первый взгляд Мещёра — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.
(К. Г. Паустовский.)

II. Перепишите, открывая скобки.
1. — Любит он Наполеона, — объяснил брат Павлин, обращаясь (к)Половецкому. — Нет ему приятнее, как (про)читать (про)этого самого Наполеона. (Мамин-Сибиряк Д. Н.)
2. Прощайте, дай бог вам скорее (до)ехать (до)Парижа и найти матушку(в)добром здоровье. (Пушкин А.С.)
3. — Ты вчера (на)кричала (на)меня тут, (на)лаяла… ну, а я вот (у)тебя прощенья прошу. (Горький М.)
4. (По)дав последнее сено граблями, баба оправила сбившийся (над)белым, незагорелым лбом красный платок, (по)лезла (под)телегу увязывать воз. (Толстой Л.Н.)
5. Две версты (от)пристани до Александровского поста я (по)еду (по)превосходному шоссе. (Чехов А.П.)
6. Я (за)лез (под)вагон соседнего пустого состава и наблюдал (за)платформой. (Гиляровский В. А.)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №2

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


     Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего.
     На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня.
     Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.


1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Озаглавить текст.
4. Переписывание одного из абзацев текста.
5. Найдите в тексте личные местоимения, выпишите их.



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите. Подчеркните слова, которые появились в связи с началом освоения космоса.
     Четвёртого октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый спутник. 2. 3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, доставленный советской ракетой. Его назвали лунником. 3. Луноход передал на Землю данные о лунной поверхности. 4. Корабль прилунился в намеченном пункте . 5. Советские учёные с помощью межпланетных автоматических станций изучили состав венерианской атмосферы.

II. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.

1. И так каждый день, и летом и зимой, и в будни и в праз..ники.(Толстой Л.Н.)
2. Был ненас..ный день, дождь шел всё утро, и больные с зонтиками толпились в галерее. (Толстой Л.Н.)
3. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрес..ность. (Пушкин А. С.)
4. С крыльца широкая лес..ница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь.(Толстой Л. Н.)
5. Сол..це село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… (Тургенев И.С.)
6. Впереди на довольно крутом подъеме рисовалась силуэтом фантастическая фигура гиган..ского всадника (Короленко В.Г.)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
Задания к тексту №4

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Пересказ.
5. Найдите в тесте и выпишите 4 существительных с предлогами.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
А.С. Пушкин "Дубровский"

Текст №4 (пересказ)

Марья Кириловна искала способ отправить кольцо в дупло заветного дуба. В это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело. Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу. Она обрадовалась ему и открыла окно.
— Здравствуй, Саша, — сказала она, — зачем ты меня зовешь?
— Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
— Спасибо, милый мой Сашенька! Ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
— Знаю, сестрица.
— Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро  очутился у заветного дерева,  оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.
— Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо, рыжий заяц, — кричал Саша, — или я проучу тебя.
Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры — сюда, сюда...»
Мальчишка силился от него отделаться. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
Но в это время сильная рука садовника Степана вцепилась в рыжие волосы.
— Ах, ты, — говорил садовник, — да как ты смеешь бить маленького барина...
Саша успел вскочить и оправиться.
— Отдай кольцо! — кричал Саша.
Садовник повел пленника на барский двор, и все трое очутились перед Кирилом Петровичем, который спросил, что случилось. Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и приказал нести розги. Саша испугался и всё рассазал: «Сестрица велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик...»
Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
Лицо Кирила Петровича омрачилось.
— А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— Ага, малина разве растет у меня на дубах?
Мальчик ничего не отвечал.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс

Текст № 1

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


     В то время воспитывались мы не по-нынешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
     Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был добрым малым, но очень ветреным.
     Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю.
      Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед - один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана (письменно).
4. Пересказ.
5. Изложение (письменно).


Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите предложение с прямой речью.
    Максим Горький говорил: "Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов".

II. Перепишите,  вставьте пропущенные буквы.
   1.Он пошел, придерживая саблю и осторожно шагая по песку доро..ки, обсаженной цветами, к террасе, выходившей в са... (Толстой Л.Н.)
   2. Завивает ветер
      Белый снежок.
      Сколь..ко, тя..ко,
      Всякий ходок
      Скользит — ах, бедня...ка!(Блок А. А.)
   3. Ядра всё так же равномерно свистели и шлепались на ле.., в воду и чаще всего в толпу, покрывавшую плотину, пру.. и бере... (Толстой Л.Н.)
   4. "Как птица и рыба, так гри..ки и яго..ки разные бывают", — объяснил Николай Матвеич.(Мамин-Сибиряк Д. Н.)
   5.  На голо..ке у него была особенного рода ша..ка малинового цвета, наверху с зу..чиками, надетая немного набок. (Погорельский А.)
   6. И напишет: «Предшественникам нашим, поги..шим за грехи и оши..ки отцов». (Горький М.)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
Ещё  гр. задания для 5 к.



 I. Прочитайте. Перепишите. Озаглавьте текст так, чтобы в его названии была выражена основная мысль.

    На первый взгляд Мещёра — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.
(К. Г. Паустовский.)

II.Перепишите, открывая скобки.
1. — Любит он Наполеона, — объяснил брат Павлин, обращаясь (к)Половецкому. — Нет ему приятнее, как (про)читать (про)этого самого Наполеона. (Мамин-Сибиряк Д. Н.)
2. Прощайте, дай бог вам скорее (до)ехать (до)Парижа и найти матушку(в)добром здоровье. (Пушкин А.С.)
3. — Ты вчера (на)кричала (на)меня тут, (на)лаяла… ну, а я вот (у)тебя прощенья прошу. (Горький М.)
4. (По)дав последнее сено граблями, баба оправила сбившийся (над)белым, незагорелым лбом красный платок, (по)лезла (под)телегу увязывать воз. (Толстой Л.Н.)
5. Две версты (от)пристани до Александровского поста я (по)еду (по)превосходному шоссе. (Чехов А.П.)
6. Я (за)лез (под)вагон соседнего пустого состава и наблюдал (за)платформой. (Гиляровский В. А.)



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №3

А.С. Пушкин «Дубровский»


      Прошло более часа, вдруг Гришка пробудил его восклицанием: «Вот Покровское!».  Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами. На одном из них возвышалась зеленая кровля огромного каменного дома, на другом церковь и старинная колокольня. Около разбросаны были деревенские избы. Дубровский знал эти места. Он вспомнил, что здесь играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже обещала быть красавицей. Он хотел о ней узнать у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.
     Выехав из деревни, поднялись на гору, и Владимир увидел березовую рощу и серенький домик с красной кровлею. Сердце в нем забилось. Перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
      Через десять минут въехал он на барский двор и осмотрелся с волнением. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный цветниками, между которыми шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.


1. Написание диктанта (один из абзацев).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Постановка вопросов к тексту.
5. Найдите 4 слова с безударным гласным в корне и выпишите их.
6. Найдите слово с разделительным Ъ, выпишите его (въехал).



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.
    Ворох листьев сухих всё с..льней веселей разгорается.
    И тр..щит и пылает к..стёр.
    Пышет пламя в л..цо тёплый дым на в..тру развевается.
    Зат..нул весь л..сной косогор. (И. Бунин)

II. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

1. Позади начинался м..гучий с..сновый лес, где клекотали орлы. (Лесков Н. С..)
2. И мой любезный хозяин Михаил Сергеевич повел меня к себе и велел позвать Александру.(Гончаров И. А.)
3. Солнце село, зв..зда зажглась и др..жит в огнистом море заката… (Тургенев И.С.)
4. Между тем луна начала одеваться тучами. (Лермонтов М.Ю.)
5. Ж..вет где-то среди моря, на безлюдном острове, в глубокой подводной пещере царь м..рских раков.(Куприн А. И.)
6. Они сошлись. В..лна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой. (Пушкин А.С.)


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №2

А.С. Пушкин «Дубровский»


    Между тем Владимир углублялся в чащу. Он шел не разбирая дороги. Сучья поминутно задевали и царапали его, нога его вязла в болоте, но он ничего не замечал. Наконец достиг он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом. Ручеек извивался около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн.
      Мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его.         
      Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых. Наконец заметил он, что начало смеркаться. Владимир встал и пошел искать дорогу домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.


1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Озаглавить текст.
4. Переписывание одного из абзацев текста.
5. Найдите в тексте личные местоимения, выпишите их.
6. Найдите в тексте слова с разделительным Ь, выпишите их.



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I.Перепишите. Подчеркните подлежащее и  сказуемое.

   Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой. 4. Сырая земля пружинит под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве. (Тургенев И.С.)

II.  Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.

1. В этом зимнем саду содержалос.. множество попугаев и редких птиц, обез..ян, морских свинок, кроликов и других заморских и наших звер..ков. (Куприн А. И.)
2. Вдруг под..ездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. (Чехов А.П.)
3. Черпаеш.. силу из открытых перед тобою сердец и этой же силою об..единяеш.. их в одно сердце. (Горький М.)
4. Камин горел веселым огон..ком и освещал круглый стол, на котором прекрасно дымилас.. чистая вазочка с бул..оном из настоящего мяса. (Лесков Н. С.)
5. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. (Пушкин А.С.)
6. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, вз..ерошил шерсть и тоже зашипел.(Чехов А.П.)


 
.