5 класс
Текст №4
А.С. Пушкин «Дубровский»
Марья Кириловна искала способ отправить кольцо в дупло заветного дуба. В это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело. Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу. Она обрадовалась ему и открыла окно.
— Здравствуй, Саша, — сказала она, — зачем ты меня зовешь?
— Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
— Спасибо, милый мой Сашенька! Ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
— Знаю, сестрица.
— Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро очутился у заветного дерева, оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.
— Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо, рыжий заяц, — кричал Саша, — или я проучу тебя.
Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры — сюда, сюда...»
Мальчишка силился от него отделаться. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
Но в это время сильная рука садовника Степана вцепилась в рыжие волосы.
— Ах, ты, — говорил садовник, — да как ты смеешь бить маленького барина...
Саша успел вскочить и оправиться.
— Отдай кольцо! — кричал Саша.
Садовник повел пленника на барский двор, и все трое очутились перед Кирилом Петровичем, который спросил, что случилось. Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и приказал нести розги. Саша испугался и всё рассазал: «Сестрица велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик...»
Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
Лицо Кирила Петровича омрачилось.
— А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— Ага, малина разве растет у меня на дубах?
Мальчик ничего не отвечал.
1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Пересказ.
5. Написать сочинение на тему "Образ Дубровского" по прочитанным текстам.
Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)
I. Перепишите, определите спряжения глаголов Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика—стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронет и ухмыльнётся.
(И. С. Тургенев.)
II.Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.
1. Он побл..днел, вздрогнул, глаза его св..ркнули, и карточка пол..тела в камин.(Лермонтов М.Ю.)
2. Я не люблю хв..лить себя, я хочу только, чтоб мне отд..вали справедливость. (Островский А.Н.)
3. Виктор лениво прот..нул руку, взял, небрежно понюхал цветы и начал в..ртеть их в пальцах, с задумчивой важностью посматривая вверх. (Тургенев И.С.)
4. Как вольно дыш..т грудь, как крепн..т весь человек, охваченный свежим дыханьем весны! (Тургенев И.С.)
5. И вижу я, смотр..т он пред собой умиленно и ясно. (Достоевский Ф.М.)
6. Алексей Александрович стал зам..чать, что Анна б..ялась его, т..готилась им и не могла см..треть ему прямо в глаза.(Толстой Л.Н.)