Авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества. Кондуит.
В образовательном процессе – два главных действующих лица: Учитель и Ученик. От их сотрудничества, места, роли в процессе обучения и воспитания зависит результат. Какова доля вклада Учителя в этот результат – 40,50,60 или 70 процентов? Каков вклад Ученика в процесс собственного образования? На эти давние и вечные вопросы никогда не будет найден однозначный ответ, ибо взаимодействие Учитель - Ученик всегда индивидуально, зависит от особенностей, данных и меры приложения сил того и другого.
Тем не менее, педагогика многих последних десятилетий отработала два ведущих варианта взаимоотношений Учитель-Ученик, которые вошли в историю педагогики под следующими названиями: авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества.
Авторитарная педагогика рассматривает учителя как авторитарного носителя и передатчика знаний, работающего согласно спущенным сверху программным установкам.
Педагогика сотрудничества предлагает иные отношения между Учителем и Учеником. Учитель выступает не в качестве авторитарного носителя знаний, а в качестве соучастника образовательного процесса. Ориентация здесь, прежде всего, на развитие самостоятельности мышления, возможности самостоятельной деятельности.
Авторитарная педагогика успешно прошла через многие десятилетия отечественной школы, в результате чего общество получило нужные ему кадры. Педагогика сотрудничества также внесла свою лепту в образование современного молодого человека в нашей стране.
Школа-ВУЗ «Современное образование», пройдя короткий этап влияния педагогики сотрудничества, стоит на позиции комплексного подхода: сочетания авторитарности и сотрудничества в главном вопросе образовательного процесса - отношениях Учитель – Ученик.
Кондуит – одна из составляющих учебно-воспитательного процесса в нашей Школе. Это журнал, в котором чётко прописаны правила поведения в нашем учебном заведении, права и обязанности учеников, например, не пропускать занятия без уважительной причины, выполнять домашние задания, бережно относиться к имуществу Школы и т.д. В случае невыполнения учащимися своих обязанностей администрация и преподаватели Школы вправе применить следующие меры, как-то: предупреждение учителя, устное и письменное, беседа с классным руководителем, вызов к заместителю директора, звонок родителям и т.д. Надо отметить, что ребятам всегда даётся шанс исправить своё поведение, так как ученик всегда может подойти к учителю и узнать состояние своей страницы в Кондуите. Это один из способов развития самоконтроля у школьников. А с этого года у нас в кондуите появился Лист поощрений, куда мы вписываем достижения ученика, отмечаем его участие в жизни Школы и вообще всё то, за что можно похвалить. Поэтому мы считаем, что Кондуит – это отражение жизни класса в целом и каждого ученика в отдельности.