Продолжу невесёлый экскурс в ОГЭ-2020. Не менее "нужное" задание под номером 5 предлагается нынешним выпускникам-девятиклассникам:
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОДЫСКАТЬ (квартиру) – после русских приставок, заканчивающихся
на согласную, пишется буква Ы.
2) НЕВЗЛЮБИТЬ – глагол пишется с НЕ слитно, потому что слово не
употребляется без НЕ.
3) КАРТИННАЯ (галерея) – в именах прилагательных с суффиксом -ИНН-
пишется НН.
4) (необходимое) ОСНАЩЕНИЕ – написание в корне безударной гласной,
которая не может быть проверена ударением, определяется по
орфографическому словарю русского языка.
5) (дряхлый) СТАРИЧОК – в окончании слов после шипящих под
ударением пишется буква О.
____________________________________________
Обратите внимание, по какому принципу строится это задание! Все слова записаны верно - казалось бы, ну и прекрасно! Но вы посмотрите, какие вопросы задаются! Как мастерски составлены "ловушки ОГЭ"!
Экзаменующиеся должны найти, в чём же здесь подвох, потому что из 5 записанных рядом со словами правил ошибочными могут оказаться от одного до четырех, и если хотя бы одно не найдено, то ученик получает 0 баллов.
Вот, например, последнее записанное слово - СТАРИЧОК. Дети ломают головы, что не так? А оказывается, просто вместо слова "окончание" в правиле должно стоять слово "суффикс".
Вы только вдумайтесь!!! Никому сейчас не интересно, умеет ли выпускник грамотно писать, глубоко, ярко и полно выражать свои мысли! Всё это меркнет перед просто невероятно "важным" вопросом: КАКОЙ ЧАСТЬЮ СЛОВА ЯВЛЯЕТСЯ - ОК-!!!
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно! Ведь в подобном ключе составлен в этом году весь тест ОГЭ по русскому языку для 9 класса! А мы,русоведы, ещё, наивные, думали в прошлом году, что хуже уже не будет...
Но демоверсия ОГЭ-2020 показала, что ещё как будет! И уже есть!
Мне сложно удержаться от сарказма. Но вспоминается один анекдот. Встречаются оптимист и пессимист. Пессимист, рыдая, произносит:
- Нет, хуже уже не будет!!!
А оптимист радостно:
- Да будет! Будет!!!
Наше Министерство образования очень напоминает мне этого оптимиста. Вот только когда всё аукнется поголовной безграмотностью деградирующего молодого населения страны, путём десятилетней дрессировки умеющего безошибочно отличать суффикс от окончания и составное глагольное сказуемое от именного, но не способного самостоятельно связать и двух слов, мы еще вспомним эти опыты над живыми детьми - вспомним ОГЭ и ЕГЭ! Да только...будет поздно!