Материалы об Островском и Москве того периода для 3 части
(сокращать и адаптировать)
1. А. Н. Островский - московский драматург
А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже...»
Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам... Москва нам мать!»
2. Герои пьес Островского
Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора - «Картина семейного счастья» - целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».
3. Быт и нравы современников в пьесах Островского
Основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.
Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...»).
4. Чиновники и купцы в пьесах Островского
Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон - до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).
В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).
5. Пьесы Островского - энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.
Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», - убеждает свою жену Жадов.
Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы - подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.
Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.
Долгое время Замоскворечье было московским предместьем.
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался
много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного,
ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными
деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными
садами да живописно разбросанными среди них
многочисленными церквами (во времена Островского в
Замоскворечье было 67 церквей.
Теперь осталось только 40, причём некоторые-в руинах).
Купеческие семьи во времена Островского жили замкнуто
по домостроевским правилам, которые строго определяли и
иерархию в семье, и взаимоотношения между
родственниками, а ещё расписывали, как должен вести себя
человек в той или иной ситуации.
Именно в "Грозе" недовольная Кабаниха выговаривает своей
невестке Катерине, которая, прощаясь с мужем, уезжающим
ненадолго, бросается к нему на шею, тогда как по
домостроевский законам должна в ноги ему упасть,
выслушать все наставления мужнины о том, как ей жить без
него, а потом плакать и причитать), чтобы все соседи
слышали, как она горюет-убивается по поводу разлуки с ним.
Впервые о том, как живёт купечество, читатели и зрители
узнали из пьес Островского, многие из которых посвящены
этому сословию.
Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали,
что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве,
зачастую в Замоскворечье.
Он знал Москву, Замоскворечье вместе с их буднями и
горестями, праздниками и ненастьями.
Он прекрасно осведомлён о всём, что творится не только
на площадях, но и маленьких переулочках.
Так что своих купцов, их нравы, их жизненный уклад
Островский рисовал практически с натуры.
Его современники, друзья по праву дали ему прозвище
Колумб Замоскворечья.
Замоскворечье
Замоскворечье – один из самых старых районов Москвы. Начинает застраиваться с XIII века. Расположен в излучине Москвы-реки и делится Садовым кольцом на две части: историческую и промышленную. Границами Замоскворечья выступают улицы: Большая Ордынка и Балчуг, Серпуховская площадь, Космодамианская и Раушская набережные.
Долгое время Замоскворечье было московским предместьем. Первое документальное упоминание о Заречье относится к 1365 году. В этой местности со времен правления сына Дмитрия Донского, князя Василия Дмитриевича, располагались княжеские, а позднее и царские сады. Район расположился в южной части кремля, в низине и часто страдал от набегов врагов, наводнений и пожаров. Названия улиц Замоскворечья (или Заречья) отражает эту непростую историю: Большая и Малая Ордынки, по которым везли дань в Золотую орду, Болотная площадь и набережная, которые затапливались во время наводнений. В 1493 году грандиозный пожар перекинулся на Кремль и сжег его, что способствовало постройке каменных стен Кремля и послужило перестройке и укреплению Заречья.
В XVI веке в Заречье одна за другой стали появляться ремесленные слободы - садовников (по приказу князя Василия Дмитриевича здесь был разбит "государев сад"), кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), ордынцев (государевых людей, возивших дань в Орду), толмачей (переводчиков), кузнецов, кожевников, казаков. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц: Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица и др.) На окраине Заречья казанские и ногайские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные (и Монетчиковские) переулки около Земляного Вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе. Начиная с 1550 года, Иван Грозный устроил в Замоскворечье несколько стрелецких слободок, которые расположились на месте нынешнего Климентовского переулка. Оборонительная функция оставалась главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен...
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного, ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами. Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А.Н. Островским, прозванным «Колумбом» Замоскворечья.
В 1861 году в России было отменено крепостное право, что привело к значительным переменам в экономической жизни страны. Стали развиваться фабрики и заводы, улучшилось благосостояние населения. Благодаря этим событиям, кардинально изменился и образ жизни русского купечества. Появляются первые меценаты, покровительствующие культуре и искусству. Именно с Замоскворечьем связаны имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, а также деятелей литературы, живописи, музыки, театра. Здесь жили и творили: великий русский композитор П.И. Чайковский, классики отечественной словесности Л.Н. Толстой, А. Григорьев, А.А. Фет, М. Пришвин, А.П. Чехов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и другие.
Знаменитый французский поэт Теофил Готье так писал о Замоскворечье XIX века: «Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание»
XX век внес свои коррективы в облик Замоскворечья. В 1920-е годы Якиманка была полностью перестроена, соединив Замоскворечье с центром города. От старой Якиманки осталась лишь церковь Иоанна Воина (18 век) и дом купца Игумнова (нынешнее посольство Франции). В 1931 году был построен знаменитый Дом на набережной – грандиозный жилой комплекс для членов Правительства, со всеми необходимыми службами. По замыслу архитектора здание было темно-красным, как и Кремль, но в итоге его построили угрюмо-серым. К комплексу Дома на набережной принадлежит и кинотеатр Ударник и нынешний Театр эстрады. В этом доме жили и многие знаменитости, в числе которых Герой социалистического труда А. Стаханов. В 1934 году снесли красивейшую церковь Параскевы Пятницы, от которой пошло название улицы Пятницкой. На месте церкви построили станцию метро Новокузнецкая. Но в сравнении с другими районами Москвы, архитектурный облик Замоскворечья сохранился достаточно хорошо. В 1960-1970 годы улицы Пятницкая, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая, расположенные в пределах Садового кольца были признаны заповедными зонами.
Удивительное Замоскворечье
Огромная часть Москвы, расположенная прямо напротив Кремля, называется Замоскворечьем. Низкий берег Москвы-реки исстари страдал от весенних разливов, поэтому московские князья предпочитали для жилья высокий противоположный берег. Здесь же были прекрасные хозяйственные угодья – княжеские заливные луга. Замоскворечье с Белым городом соединяли мосты. Большой Москворецкий мост в его современном виде был построен в 1938 году. Инженер - В.С. Кириллов, архитекторы - А.В. Щусев и И.Г. Сардарьян. Длина с подходами - 554 м, ширина - 40 м. Мост трехпролетный, выполнен из монолитного железобетона, высоко поднят над водой для пропуска речных судов. Отсюда - с Большого Москворецкого моста - отходят две дороги, две улицы – Большая Ордынка и Пятницкая. Словно лук и натянутая тетива, лежат они на плане этого истинно московского района, такого удивительного по истории и обычаям. Отсюда к Белокаменной приходило и богатство, и разорение. По Замоскворечью проходили торговые пути - главные артерии, по которым стекались товары из южных земель. Но они же приводили к стенам города врагов: эти земли постоянно подвергались набегам степных кочевников и литовцев.
Малый Москворецкий мост переводит нас через Водоотводный канал или, как называли его когда-то москвичи, через «канаву». Русло канала проходит по заболоченной низине, бывшей когда-то староречьем и образует своего рода петлю, которая превращает одну часть Замоскворечья в остров.
Вправо от Москворецкого моста уходит Софийская набережная, которая получила свое название от церкви святой Софии, построенной в конце 17 века. В старину эту местность называли Садовниками. По летописному сказанию в 1943 году за Москвой-рекой случился пожар, и огонь перекинулся на Кремль. Чтобы впредь такого не повторялось, царь приказал снести дома за Москва-рекой и разбить сад. В 17 веке здесь выращивали овощи и фрукты для царского стола. На месте этого сада в 18 веке находилась одна из первых московских мануфактур – Суконный двор. С 1780 года набережная застраивалась каменными домами. В одном из них жил знаменитый московский архитектор Василий Иванович Баженов. А в 1860 году здесь был построено Кокоревское подворье, или, как попросту называли его в Москве, «Кокоревка» – по имени его устроителя, Василия Кокорева. Здесь располагалась гостиница, ресторан и торговые склады, которыми пользовалась вся столица. В «Кокоревке» подолгу жили многие известные люди: Чайковский, Репин, Крамской, Мамин-Сибиряк, Верещагин. Здесь же была и Кокоревская галерея, включавшая более 500 картин. Сам Василий Александрович Кокорев был одним из известнейших людей того времени. Купец первой гильдии, миллионер, державший в своем ведении почти весь торговый оборот столицы. Его имя имело огромный вес не только в сферах экономики, но культуры и политики России второй половины ХIХ века. Кокорев принадлежал к тем редким людям, которые были способны определять историю развития государства. Умница и безусловный талант, он написал ряд книг и брошюр о занятиях коммерцией.
На улице.
И все же Замоскворечье всегда было другой стороной Москвы, а вернее – «страной». «Страной, никому до сего времени в подробностях неизвестную, и никем еще из путешественников не описанную... Страной, что по официальным известиям, лежит прямо против Кремля... До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности..» - так писал великий драматург Александр Николаевич Островский в своих «Записках замоскворецкого жителя».
У Дома-музея А.Н. Островского, ул. Малая Ордынка, 9.
Когда-то это был просторный дом со множеством пристроек и флигелей, сдававшихся жильцам, и тенистым садом. Его купил отец писателя, Николай Федорович Островский. Сын священника, он закончил Московскую духовную академию. Но промыслу священнослужителя предпочел карьеру чиновника и преуспел в ней так, что добился не только материальной независимости, но и положения в обществе, и дворянского звания.
Здесь 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года родился Александр Николаевич. В то время Замоскворечье представляло собой тихую «гавань» московского купечества. Основная торговля велась в «большом городе». А здесь за рекой текла домашняя жизнь. «Длинные деревянные заборы, бесконечные сады, ворота на запоре, за воротами псы. Целый день, особенно в будни, ни пешаго, ни проезжаго. Ворота заперты, окна закрыты, занавески спущены. Особенность улицы составляет ея охранитель будочник, который днем обычно сидел на пороге своей будки и, мирно поставив около себя алебарду, тер табак, а ночью постукивал в чугунную доску и временами кричал на всю улицу: «посматривай». Так описывает Замоскворечье сам очевидец. Эти же картины видим мы и на страницах его пьес, и на театральной сцене.
Больше всякой иной части Москвы Замоскворечье способствовало репутации столицы, как «большой деревни».
«За воротами дома также тихо и однообразно. Чисто выметенный двор, до того огромный, что на нем можно выстроить свободно эскадрон кавалерии. Большой сад, в нем рдеют пионы, прозябает клауфер, цветут бархатцы, анютины глазки; десятка два яблонь белаго налива, несколько кустов крыжовника и смородины. В доме чистота в нежилых комнатах, где принимают гостей, и духота, неряшливость в жилых. Мебель тяжелая, краснаго дерева; в углу киот; на стенах часы с боем; в окошке клетка с канарейкой».
Да и местное население отличалось, скажем, от жителей Тверских улиц или Таганки. Одной из особенностей жителей Замоскворечья с давних пор была любовь к скворцам. А.Н. Островский даже считал, что именно обилие скворечен, а не только географическое положение относительно реки, дало название этому месту.
Из Замоскворечья берет начало тот самый московский говор, подслушанный драматургом в выкриках уличных торговцев, в бытовых разговорах, подмеченный в названиях улиц и городских урочищ, а затем вложенный в уста героев его пьес.
В доме, где родился А. Н. Островский, был в 1984 году открыт музей. Его коллекция состоит из личных вещей драматурга, его семьи и друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.
История создания пьесы Бесприданница
«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.
Пьеса впервые опубликована в журнале «Отечественные записки»
В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.
Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40». Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Наконец, осенью 1878 года пьеса была закончена. В те дни драматург сообщил одному из знакомых актёров:
Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.
Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого, а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками[2]. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской.