4 класс
UNIT 7 Great People
ЧЕРНОВИК
Материалы для Клуба КапитановПетр I
царь всея Руси и император всероссийский
9 июня 1672 г. – 8 февраля 1725 г.
Петр I или Петр Великий - очень важная личность в русской истории. Петр I создал Российскую Империю, поэтому он был последним царем всея России и первым императором России. Сын царя, брат царя и крестник царя, Петр был провозглашен главой страны, и на тот момент мальчику было всего десять лет. Вначале у него был формальный координатор Иван V, но в 17 лет он уже правил самостоятельно, а в 1721 году императором стал Петр I.
Для России правление Петра Великого было временем многих реформ и перемен. Он расширил территорию страны, построил красивый город Санкт-Петербург, поднял экономику, основал множество фабрик и сократил ввоз иностранных товаров до минимума. Он был первым российским правителем, перенявшим лучшие (а иногда и худшие) идеи западных стран.
Он очень хорошо умел находить талантливых сотрудников. Они были из знати и низших слоев общества.
1. Петр Первый создал Российскую Империю.
2. Петр Великий был сыном царя.
3. Петр Первый был провозглашен главой страны, когда ему было всего десять лет.
4. Петр Великий расширил территорию страны.
5. Петр Первый поднял экономику страны.
1.Начало жизни и образования Петра
Начало жизни Петра было очень и очень неудачным. Когда ему было всего 4 года (Петр 1 родился 30 мая 1672 года), умер его отец царь Алексей, а через 6 лет стрельцы привели к власти его врагов - семью Милославских. Воспитывать Петра могли только духовенство и придворные учителя. В конце 17 века в России не было школ и университетов (что Петр сам исправит спустя десятилетия). Придворные педагоги не подходили по двум причинам. Во-первых, сестра Петра, регент София, ненавидела его и не хотела давать ему хорошее образование. Во-вторых, мать Петра Наталья опасалась, что придворные просветители являются шпионами Софьи, и не подпускала их к Петру. В 1682 году во время стрелецкого восстания Петр и его мать Наталья переехали из Кремля в Преображенское, чтобы спасти свои жизни.
Игрушки, которые нравились Петру
Петр не получил обычного образования русского царя. Он рос без надлежащего академического обучения. До самой смерти Петр плохо владел грамматикой и имел ограниченный словарный запас. Более того, современники жаловались на дурные манеры Петра. Неудивительно, ведь он получил образование вдали от двора и надлежащего этикета. Мальчик любил шумные подвижные игры, особенно интересовался военным делом, его любимыми игрушками были те или иные оружия. Военные игры стали главной темой детства Петра. Согласно современным источникам, игры занимали все его время. Он также занимался плотницкими и столярными работами, кузнечным делом и книгопечатанием. В результате никто не относился к Питеру серьезно, и большинство из них очень занижало его ожидания.
Рядом с Преображенским была немецкая слобода, где жили иностранцы, и Петр начал интересоваться жизнью других народов.
Больше всего Петру нравились математика, фортификация и мореплавание. Для его игр был построен образец крепости, и он организовал свою первую «игровую» армию, из которой в 1687 году были сформированы Преображенский и Семеновский гвардейские полки, ставшие ядром новой русской армии.
Игровая армия
«Игровая армия» Петра стала одной из самых известных глав в его биографии. Армия состояла из нескольких сотен человек, она быстро росла - фактически, она росла так быстро, что Петру пришлось построить «игрушечный город» Пресбург, чтобы вместить их. Петр использовал армию для военных игр и изучал военное искусство. Почему Питер так любил свою игрушечную армию? Некоторые историки говорят, что молодой царь строил личного телохранителя. Другие историки говорят, что Петр просто развлекался.
Две воинские части Армии Игр выросли в Преображенскую и Семеновскую и стали основой Императорской гвардии. Они дожили до падения Империи 200 лет спустя. Эти две дивизии были элитной и важной силой Империи и поддерживали Петра и более поздних императоров. После того, как Петр захватил престол у Софии, Армии Игр не потребовалось много времени, чтобы подавить второе стрелецкое восстание в 1698 году - всего за час.
Начало флота
В июле 1688 года Петр посетил Переславль-Залесский, чтобы найти место для постройки небольшой флотилии на Плещеевом озере. Вскоре работы начались, но были прерваны летом 1689 года, когда Петру пришлось вернуться в Москву из-за придворных интриг.
После консолидации власти осенью 1691 года Петр оставил государственное управление своей матери и вернулся к строительству Плещеевской флотилии. Завершены работы и над комплексом построек на Гремячем холме (территория усадьбы Весково), в который входила бревенчатая резиденция Петра - «потешный дворец».
В 1693 году Петр решил перебраться в открытое море, на Белое море, в порт Архангельск. Однако Плещеевский период остался в памяти Петра как неотъемлемая часть его наследия.
Личность и достижения
Петр был огромного роста, более шести с половиной футов (двух метров); он был красив и обладал необычайной физической силой. В отличие от всех прежних русских царей, он был очень прост в своих манерах: например, он любил беседовать за кружкой пива с матросами иностранных кораблей, посещавших Петербург.
Неугомонный, энергичный и импульсивный, он не любил роскошную одежду; часто он появлялся в старых туфлях и старой шляпе, чаще в военной или морской форме.
Он любил веселиться и умел их проводить, хотя часто его шутки были грубыми, а иногда он сильно пил и заставлял своих гостей делать то же самое.
Справедливый человек, не терпящий нечестности, он был ужасен в своем гневе и мог быть жестоким, когда он
Из сборника 2016 г.
Как учили Петра I
Царевича Петра I начали обучать грамоте с 4-х лет. Его учителем был дьяк Никита Зотов, который «хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, особенно отечественной».
Зотов рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам самодельно изготовленными для того «потешными книгами» с картинками.
Они вместе строгали, пилили, делали деревянные игрушки. Позднее Петр I хорошо знал 15 ремесел. Был отличным плотником, кузнецом и даже зубным лекарем.
В восемь лет, научившись читать и писать, Петр хотел учиться дальше. Ему предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык.
Но перед началом этого обучения царь Федор умер. Началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования и до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию.