Добродетели и пороки.
Есть биполярные добродетели, действительные в двуединстве. Таковы
гордость и скромность. Гордыня наживается от недостатка скромности как деградация здоровой гордости в нездоровую, но гордыня не есть форма гордости, ибо она порочна, а гордость добродетельна. Гордыня – продукт распада двуединства добродетелей. Самоуничижение – аналогичный продукт, обусловленный недостатком гордого сознания собственного достоинства.
С утратой гордости скромность деградирует в самоуничижение, как гордость деградирует в гордыню с утратой скромности.
Самоуничижение характеризуется ложной скромностью, подпитывающей рабскую психологию и симулянтскую мотивацию.
Высшая степень скромности называется смиренностью, а высшая степень самоуничижения – раболепием. Раболепствуют с расчетом извлечь из самоуничижения корысть. Корыстолюбие – порок, иначе называемый алчностью. Добродетельная противоположность алчности – бескорыстие и нестяжание.
Добродетели бескорыстны, пороки корыстны. Одно из проявлений бескорыстия зовется щедростью и издревле считается специфической добродетелью, противостоящей пороку, известному как скупость. Скупость есть регрессивная противоположность добродетели по имени бережливость. Щедрость и бережливость – это биполярные добродетели, сбалансированные друг дружкой, как сбалансированы гордость и скромность. За вычетом бережливости щедрость регрессирует в расточительство, образующее со скупостью порочную диаду, так же как спарены гордыня и самоуничижение. Бережливость регрессирует в скупость от своекорыстия, а щедрость блокируется оным. Есть истинная и ложная щедрость. Первая великодушна, ибо бескорыстна.
Лжещедрость небескорыстна и двояка как надменная, по типу барских подачек и широких жестов, и как уничижительная, по типу подношений из рабской угодливости. Пороки паразитируют на добродетелях и присутствуют в душе как спорадические явления и как устойчивые личностные характеристики. Гордыня паразитирует на гордом сознании собственного достоинства и знакома всякому, у кого развито это сознание. Гордыня может одолевать нас не раз на дню при вспышках гнева, не будучи при этом укоренившимся пороком, если мы скромны.