Автор: Alexey S
« : 19 марта 2024, 18:42:10 »Что такое пирамида потребностей по Маслоу
А́брахам Ма́слоу (англ. Abraham Maslow; 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — знаменитый американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна и признана мировым научным психологическим сообществом «пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Эта модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. Обычно изображается в виде 5- или 7-ступенчатой пирамиды с перечислением потребностей.
Данная пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory). Изначально идея была описана в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации» (1943), более подробно — в его книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality). В этой ключевой книге Маслоу выделяет:
1) физиологические потребности,
2) потребности в безопасности,
3) потребности в любви и принадлежности,
4) потребности в уважении,
5) потребность в самоактуализации (включает в себя эстетитические и познавательные потребности).
«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Особенность пирамиды Маслоу – её гибкость. Она не статична и изменчива в своих формулировках. Например, одна из общепринятых трактовок пирамиды выглядит так:
1. Физиологические (низший уровень): голод, жажда и так далее;
2. Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;
3. Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и
внимание к себе, совместная деятельность;
4. Самоуважение: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
5. Духовные (высший уровень): познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться. Маслоу утверждал, что «стадии самовыражении» достигает не более 2 % людей.
Как применима пирамида Маслоу относительно образования в школе? Ответ лежит на поверхности. Школа закрывает практически все потребности пирамиды, начиная от физиологических (поесть в столовой) до самовыражения (в рамках индивидуального проекта или творческого выступления, в соответствии с личными талантами ученика).
Из этого вытекает одна из важных задач школы – помощь ученикам в развитии и удовлетворении высших потребностей личности, параллельно с развитием талантов. И действительно, школа:
а) развивает умение выстраивать социальные связи, навыки сотрудничества;
б) развивает потребности в познании нового;
в) прививает эстетический вкус; стремление к порядку и гармонии;
г) помогает развивать способности для самовыражения с перспективой самореализации в дальнейшей, уже взрослой жизни.