Огромная проблема, с которой сталкиваются современные педагоги - это неразвитость речи детей. Школьники не могут запомнить слова и не понимают прочитанного, потому что не знают значения массы слов. А значения они не знают не потому, что имеют задержку в умственном или психическом развитии, а в силу отсутствия элементарного жизненного опыта.
Девочке (3 кл.) в диктанте попадается слово "киоск". Она спрашивает: "Что это такое?".
Учитель начинает объяснять: "Когда ты идёшь по тротуару, стоят такие домики, в которых продают газеты или цветы..."
"Но я никогда не хожу по улице пешком, - говорит девочка, - я всегда еду на машине. Я вижу, что стоят какие-то будочки, но не знаю, что с другой стороны".
Это, конечно, крайний случай, но он не выдуман.
Детям приходится объяснять значение не только устаревающих слов ("салазки", "колхоз", "сени", "молотьба"), но и совершенно обычных ("тяпка", "перрон", "луг" и т.п.) Многие подростки никогда не были в лесу, не ездили в поезде, не были в театре, не читали русских сказок, не видели, как растёт картошка и т. д. И они не знают сотен слов, связанных с таким опытом. Весь их опыт виртуален. При этом они не хотят ни о чем узнавать заранее, потому что "можно погуглить, когда надо будет".