Дело не в ЕГЭ.
Точнее не только в нем. Дело в системном кризисе нашего образования. Отсутствия смысла в нем, как в таковом. Система образования в России пала жертво социально-экономической ситуации в которой ценными стали не сами знания, а лишь даваемый некоторыми из них возможности улучшения своего положение в обществе. Ребенок стремится не "узнать"(!), а "поступить в институт", не "стать инженером (летчиком, экономистом, физиком и т.д.), а "получить корочку". То есть сам смысл образования совершенно другой. При таком подходе традиционные методы подготовки к экзамену ("учить, учить, учить") оказываются невостребованными, и на первый план выходят методы менее трудозатратные: "найти, списать, купить".
Традиционная система экзаменов в этих условиях стала давать постоянные сбои коррупционного характера. Поэтому и появилась идея ЕГЭ - то есть идея взять сам процесс выпуска из школы - поступления в институт под тотальный государственный контроль. НО! Под давлением упрощения, формализации и бюрократизации, ЕГЭ не только не стал показателем усвоения учеником школьной программы, а превратился в самостоятельный аттракцион, успешное прохождение которого мало зависит от школьных успехов учащегося, но и полностью встроился в систему "найти, списать, купить".
Последние два года наметились несколько негативных ЕГЭ-тенденций. ЕГЭ постоянно упрощается, а дети его в массе сдают все хуже. ЕГЭ обрастает все новыми степенями защиты, а количество коррупционных скандалов растет. ЕГЭ ругают все, кому не лень, но отменить его у власти не хватает ни духу ни сил, да и бездумная отмена его может нанести еще больший вред, чем введение.
Что делать в этих условия вузам? Вводить, под любыми предлогами внутренние экзамены, на которых можно посмотреть, кого вы принимаете.
Что делать в этих условиях нормальной школе? Не идти на поводу у "тенденции", которая постоянно сокращает требования к учащемуся и понижает планку необходимых знаний, а наоборот, постоянно увеличивать собственные требования. Что бы массив умений, навыков и знаний, получаемых учащемся в школе, и требующийся ему для сдачи внутренних школьных испытаний, было неизмеримо выше, тех требований, которые предъявляет ЕГЭ.
Возникает вопрос, а как же школе победить нежелание детей учиться, то самое "найти, списать, купить"? Здесь аж три направления работы:
1) личный пример. Этот древнейший метод воспитания действует и сейчас;
2) постоянная работа с родителями. Сами родители обязаны в конце концов сказать детям, что нужно быть, а не казаться, а быть можно только в том случае если ты занимаешься настоящим ДЕЛОМ, а каждое такое ДЕЛО требует знаний. Каждый родитель должен раз и навсегда уяснить, и сказать это ребенку - не бывает ненужных знаний(!) и от накопленного в школьные годы багажа зависит как и куда ты двинешься дальше;
3) совершенствованием методики, сочетанием авторитарных и гуманистических методов, постоянным воспитанием детей на лучших примерах истории и литературы.
Это сложно. И для нашей Школы это сложно вдвойне, поскольку к нам постоянно приходят новые дети, в том числе в старшие, 9-11 классы. И многие вопросы у них упущены. Но, кто сказал что нам должно быть легко? "Дорогу осилит идущий!"