На днях дочка подошла ко мне за разрешением посмотреть мультфильмы. Я сказала:
- Нет, на сегодня уже достаточно.
В ответ она легко заметила: «Ну и ладно. У меня все равно есть занятие поинтереснее».
- Какое же? – заинтригованно спросила я.
И в ответ дочка произнесла слово, прозвучавшее мне настоящей музыкой:
- Чтение.
В январе ей исполнилось восемь, и два года назад мне было твердо заявлено, что она никогда не полюбит читать, потому что это скучно.
Какой же путь мы прошли за эти два года?
Вряд ли кто-то будет спорить, что чтение полезно. Даже само по себе, без учета «качества» читаемых книг, оно развивает воображение, память, грамотность, умение формулировать мысли, расширяет словарный запас.
При воспитании любви к чтению моей главной целью стало, в первую очередь, то, чтобы в круг чтения вошло как можно больше развивающих книг. Развивающих через восприятие и индивидуальное осмысление ребенком художественных образов, сложных сюжетов, неоднозначных поступков героев, то есть развивающих через сотворчество с автором.
Важнейшим элементом такого сотворчества, на мой взгляд, является образное восприятие происходящего в книге. Другими словами, книга читается легко и с удовольствием только тогда, когда за текстом вырисовывается «картинка». Когда вы «проваливаетесь» в иную реальность, созданную автором, и будто смотрите фильм. Как правило, такой эффект возможен только при достаточно высокой скорости чтения и развитом воображении.
С воображением у детей обычно все замечательно, а вот скорость чтения – как раз тот камень, о который все спотыкаются. Как же взять этот рубеж? Тренировкой, тренировкой и еще раз тренировкой.
И вот тут возникает ряд нюансов, которые обязательно нужно учесть.
Первое – удобство чтения
Ребенку должно быть удобно читать. Это ключевой момент.
Поначалу малыш трудно понимает печатный текст: и буквы, и слова еще не перешли у него на уровень рефлекторного восприятия, и потому каждый раз он прилагает много усилий, чтобы разобрать слово, потом из слов сложить фразу и доискаться до ее смысла.
При выборе первых книг имеет смысл соблюдать следующие правила:
•шрифт должен быть крупным – 16, а то и 18 кегль;
•предложения должны быть короткими и очень простыми – не длиннее 4-5 слов;
•в книге должны быть картинки – соотношение текста к иллюстрациям примерно 50/50;
•очень хорошо, если текст будет располагаться небольшими смысловыми блоками по 3-5 предложений – это позволит ребенку делать передышки в восприятии информации;
•и замечательно, если картинки будут черно-белыми – они намного меньше отвлекают и помогают развивать воображение.
К сожалению, хороших детских книг, рассчитанных именно на обучение ребенка самостоятельному чтению сейчас практически нет. Нам повезло: в нашей библиотеке сохранились старые издания, с того времени, когда все эти нюансы учитывались. И первой книгой, полностью прочитанной самостоятельно, у дочки стал «Джек, покоритель великанов». Она осилила эту историю в пять с половиной лет.
Но, увы, победа оказалась пирровой – сразу после «Джека…» никакие другие художественные книги у нас, что называется, «не пошли». Слишком сложно и слишком неудобно оказались написаны. Поэтому тренировались мы не на сказках и повестях, а на другом материале.
Второе — тренироваться нужно на том, что интересно
Понаблюдайте, какие темы больше всего возбуждают любопытство вашего малыша. Может быть, это сказки, или короткие басни, или истории о любимых игрушках? У нас это оказались детские энциклопедии – с яркими картинками и занимательными сведениями о самых разных вещах – от истории Египта до устройства легких человека. И еще стихи или маленькие рассказы про собак. Вообще истории о разных животных, художественные и научно-популярные, очень хорошо воспринимаются детьми.
Кстати, на интересе и любопытстве построен и такой прием: вы начинаете читать вслух ребенку увлекательную «длинную» книжку, дожидаетесь, пока он сживется с героями, вовлечется в историю и – обрываете чтение на самом интересном месте.
Я использовала этот прием, но несколько его модифицировала: мы с дочкой договорились читать главы по очереди: одну – я вслух, одну – она самостоятельно. А в чистом виде этот прием у нас не работал – книга просто откладывалась и благополучно забывалась.
Третье – объясняйте непонятное, учите пониманию
Нельзя чтение делать «голой» обязанностью. Например, в обязательном порядке читать каждый день страницу самостоятельно – и все. На первом этапе важно суметь показать ребенку, как много таится за строчками книги, раскрыть перед ним мотивы и причины поступков героев, объяснить, как обычно описываются чувства персонажей. Для ребенка поначалу это все – тайна за семью печатями.
Помню, когда дочка на простой вопрос «а как себя чувствовал герой, когда ушибся?» ответила «не знаю», я была удивлена донельзя. И только потом сообразила: она просто не умела сама понимать из текста то, что только подразумевалось автором или показывалось через действия. К примеру, в той книге было сказано, что герой «закусил губу». Образ, понятный взрослому, но совершенно неясный ребенку.
Поэтому очень важно разбирать прочитанные отрывки, задавать вопросы по тексту, интересоваться тем, как ребенок воспринял то или иное действие персонажей, понял ли, что они чувствуют, чем вызваны их поступки.
Четвертое – чтение должно приносить результаты
Включайте чтение в повседневную жизнь. Предлагайте ребенку подумать, как поступил бы в сложной ситуации, с которой малыш столкнулся сам, тот или иной персонаж. Если возникает какая-то проблема или сложность (например, в отношениях со сверстниками или братьями, сестрами), приводите по ходу решения примеры из книг. Рассказывайте свои истории о том, как книги влияли на вашу жизнь или мировоззрение, говорите о важности чтения и объясняйте почему.
Естественно, важно вести разговор с малышом на доступном ему уровне и не затягивать диалог, если явно видно, что ребенку становится скучно.
И радуйтесь любому даже самому маленькому результату! Восхищайтесь даже несколькими самостоятельно прочитанными строчками, говорите, как вы горды, что ребенок делает такие успехи.
А вот заставлять, ругать и наказывать не нужно. Лучше выскажите сожаление и покажите, как вы огорчены, что малыш не хочет читать. И опять объясните, почему.
Обучение ребенка полезному и серьезному чтению – долгая и кропотливая работа. И для меня она тоже не закончена. Умение читать бегло и с удовольствием – это только начало. Дальше важно научить осмысливать прочитанное и органически включать его в индивидуальный опыт.
***
Через день после нашего разговора дочка подошла ко мне и, немного рисуясь, сказала:
- Мама, а ты знаешь, что я уже вторую книгу про Гарри Поттера читаю? Уже третью главу заканчиваю!
Я восхитилась:
- Как здорово! Я очень, очень рада, что ты так быстро читаешь! А про философский камень тебе понравилась история?
Она кивнула и, гордая, снова устроилась с книжкой. А я смотрела на нее, улыбалась и немного завидовала – сколько же миров ее ждут и сколько удивительных, волшебных приключений! Стоит только открыть новую страницу…