“Многие промышленники говорят, что присоединение к ВТО означает приведение тарифов на энергоносители к мировому уровню. Так ли это?”
Ни в одном из документов ВТО не существует требования о повышении цен на энергоносители. По словам А.Чубайса, главы РАО “ЕЭС России”, “есть наше внутреннее предложение, которое к ВТО не имеет никакого отношения”.
“Резкое снижение таможенных ограничений на ввоз к нам иностранной продукции приведет к тому, что импортные товары окончательно заполонят наш рынок. Отечественный производитель разорится. Разве это не так?”
В России на сегодняшний день экономика достаточно открытая, у нас относительно невысокие пошлины. И то тарифное предложение, которое Россия направила в ВТО, по всем без исключения позициям выше таможенных пошлин, которые действуют сегодня. Например, сегодняшний уровень импортного тарифа в целом в России 9%, а в официальной заявке России, которая внесена в ВТО на переговоры и, скорее всего, будет в итоге принята, уровень импортной пошлины средний 11%, то есть мы не снижаем тарифы.
Глава Минэкономразвития Г.Греф: “Говорят, что вступление в ВТО чревато для нас разрушением, условно говоря, автомобильной промышленности, это наиболее часто повторяемый аргумент. Сегодня у нас пошлины на автомобили установлены в размере от 20 до 25 %. В нашем предложении, которое мы направили в ВТО, стоит пошлина в размере 30%. И вопрос стоит так: удастся ли нам с этой пошлиной 30 % вступить в ВТО или нам ее придется снижать? Вот это вопрос интересов соответствующей отрасли. <…> После вступления страны в ВТО есть два так называемых “уровня связывания пошлин”. Есть тот уровень связывания, с которым страна входит, условно говоря, 50 %, и тот уровень, с которым она должна существовать в ВТО, условно говоря, 30 %. И по всем чувствительным позициям, есть такое правило, страны могут договариваться об имплементационном периоде, от 6 до 8 лет, то есть периоде, в течение которого будет происходить снижение от 50% до 30%”.
“По моему глубокому убеждению, вступление России во Всемирную торговую организацию простым людям ничего не даст. Зачем тогда это нужно?”
Открытие рынка выгодно как раз для населения, потому что люди получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену. Это заставляет конкурировать внутренних производителей с иностранными.
И не надо думать, что все отечественные производители тут же разорятся. Один простой пример: за последние годы качество отечественной мясомолочной продукции кардинально улучшилось, расширился ее ассортимент, и большинство российских семей сегодня отдает предпочтение именно нашей продукции. Возможно ли было бы такое без конкуренции с аналогичными изделиями иностранного производства, которые хлынули на наш рынок в результате его либерализации? Очевидно, нет.
То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.