(с учетом замечаний)
Предмет история.
Как он "вписывается" в концепцию преподавания русского языка и литературы.
Говоря о преподавании истории, следует учитывать, что она тесно связана с другими предметами, которые преподаются в школе, в том числе в с русским языком и особенно литературой.
С одной стороны, без знания истории просто невозможно понять многие литературные произведения, например, «Недоросль», «Муму», «Война и Мир» и т.д., т.е. написанные до нашего времени, или посвященные тем или иным историческим событиям и периодам.
С другой стороны, следует отметить, что понимание многих исторических событий и понятий у учеников проходит намного более ясно, если при их объяснении используется уже знакомые им литературные источники. Так, на примере повести "Муму" намного проще объяснять детям, что такое крепостное право. Пьесы «Ревизор» и «Горе от ума» являются прекрасными иллюстрациями к истории России XVIII-XIX вв., пониманию таких терминов как государство, бюрократия и т.д. Замечательная поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является великолепным очерком социального строя и капиталистических отношений в дореволюционной России.
Методически правильно построенный урок истории, так же как и уроки литературы и русского языка, дает возможность учителю развивать уже упомянутые навыки, в том числе и умение говорить. На уроках истории мы практикуем такие приемы, как выступление с места, выступление у доски, пересказ текста (устный), умение выделить самое главное (конспектировать).
Следует отметить, что далеко не все наши дети умеют говорить а главное слушать других. С другой стороны, бывают случаи когда некоторые ученики (особенно ученицы) которые прекрасно и аккуратно делают все письменные задания, и имеют очень хорошие оценки благодаря этому, плохо говорят, как бы прячась за своими письменными работами. Здесь надо отдельно работать, начиная с коротких реплик, привлекая их к участию в викторинах и т.д.
Так же как и на уроках литературы, в ходе изучения истории детей можно и нужно (что и делается в нашей школе) учить умению составлять собственные выступления, рассказы (от имени заданных или выбранных самостоятельно персонажей), которые можно делать как в устной, так и (что более желательно) письменной форме. Причем очень желательно что бы даже свои письменные работы дети читали вслух.
Так же на уроках истории мы отрабатываем навыки чтения (в младших классах) и понимания текста. Весьма эффективно если ученики прочитав текст, сами составляют по нему схему, вначале на доске (т.е. с участием учителя и одноклассников) а потом и в тетради, т.е. отрабатывают навык преобразования текста, что невозможно без его понимания (или же сразу демонстрирует его отсутствие).
Грамотное обучение, возможное только при совместных и согласованных действиях всего педагогического коллектива, позволяет решить основную задачу образование- подготовки и воспитания следующего поколения, которое со временем возьмет на себя решение всех вопросов, которые определяют жизнь нашей страны.
Именно поэтому очень важно отметить такой вопрос, как воспитание патриотизма, т.е. с одной стороны знания и любви к своей Родине, с другой стороны рационального понимания того, что человек без Родины это не космополит и человек мира, как уверяют некоторые средства массовой информации, а одиночка, полностью зависящий от воли других. Патриотическое воспитание происходит на многих уроках, но самые большие возможности для решения этой важнейшей задачи предоставляют уроки литературы и истории.
Таким образом, "взаимопроникновение" знаний, приемов и форм обучения в преподавании истории, русского языка и литературы позволяет намного более успешно способствовать как обучению, так и воспитанию ребенка, что является основной задачей нашего образования.