Отзыв на концепцию. Декабрь 2015. См. также пост № 61. ЗДЕСЬ Начало XXI века – время тотальной языковой агрессии, которая проявляется в том
числе и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации
языковой агрессии множество. Они изощренны, разнообразны и хорошо известны. Ими
отлично владеют представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика.
Борьба с языковой агрессией – одна из практически неразрешимых проблем, так как
разрешение её зависит, к сожалению, не от учителя. Скрытая разновидность языковой
агрессии, которой подвергаются наши учащиеся со стороны СМИ, - это нарушение всех
норм русского литературного языка: лексических, морфологических, синтаксических,
норм орфоэпии. Учащемуся трудно ориентироваться в этом ненормированном языковом
пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши
выпускники зачастую даже не понимают, в чем заключается грамматическая ошибка или
неточность в произносимых ими или написанных предложениях.
Выделим как проблему - формирование навыков устной речи учащихся. к
актуальным вопросам и проблемам, связанным с обращением к тексту на уроках русского
языка относятся следующие:
а) отбор текстового материала для уроков с учетом его
дидактического и воспитательного потенциала; б) методика работы с текстом на
традиционном уроке русского языка; в) текст и развитие творческих способностей
учащихся; г) изучение вопросов организации текста на уроках фонетики, лексики,
словообразования, грамматики; д) изучение средств речевой выразительности на уроках
русского языка, межпредметные связи с литературой, уроки словесности как уроки
интегрированного типа; е) лингвистический анализ текста в школе; ж) изучение речевых
жанров и законов эффективного общения на уроках русского языка и риторики.
Главное – личностно-ориентированное обучение и сохранение деятельностного
подхода в обучении русскому языку. Еще одна проблема – создание школьных учебников нового типа, которые должны стать
своего рода интеллектуальными самоучителями, поскольку главная цель любого
учебника – интеллектуальное воспитание.
Пора отказаться от учебников, которые
ориентированы на фронтальную беседу, уже наступило время серьезного диалога со
школьниками. Новые пособия и новые учебники должны быть построены на научной
основе и ясно, доступно написаны.
Сальникова Инна Аркадьевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83» г.Северска