Понятийное мышление
Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности.
Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время. Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления. С другой стороны надо учитывать тот факт, что адекватно решить сложную задачу в попыхах вряд ли удастся, можно выдать временное решение, однако придется, что называется "сесть и подумать" и это мы будем проделывать с любой важной задачей, требующей профессионального подхода.
Мышление начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается,
пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия.
Клиповое мышление
Английское слово clip означает «сокращать», «урезать». Так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов.
Уточнение специально для родителей-паникеров: это не болезнь. Речь идет о нормальном явлении, своего рода защитном механизме, позволяющем справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. Клиповое мышление, кстати, даже не новость – скорее хорошо забытое старое, которое вдруг снова пригодилось.
– На заре существования человечества клиповое мышление было залогом выживания, – объясняет «Собеседник.ру» психоаналитик Александра Гибинска. – А в наши дни умение переходить в этот режим снова стало необходимо для правильного реагирования в экстремальных ситуациях.
Использующие клиповое мышление лучше защищены от информационных перегрузок: пока мы захлебываемся и тонем в потоке информации, хватаясь то за голову, то за сердце, они берут только самое нужное. Они быстро читают и больше запоминают.
Они многозадачны – умеют делать "всё и сразу". Однако есть проблемы. Это не лень, нет. Такие дети прекрасно усваивают информацию в виде слайдов, но все, что долго, длинно и системно – не для них. А когда нет системы, есть проблемы, например, с точными науками. Здесь, конечно, речь идет о простых бытовых задачах, с которыми мы все сталкиваемся ежедневно, не требующих особых интеллектуальных усилий.
Ничего радикального. Совсем лишать детей гаджетов и отлучать до 18 лет от соцсетей как минимум поздно, а в целом бессмысленно. Специалисты подчеркивают: клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка и не результат мягкотелости родителей, а естественный ответ на условия жизни.
«Лечить» это не надо, надо просто восполнить то, чего дети, возможно, лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира.
И тут всё просто и привычно: путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение.
Закладывание фундамента восприятия мира и образа жизни ребенка начинается еще в дошкольный период, а далее в школе его поэтапно учат правильно воспринимать информацию, формируют основную понятийную базу и умение справляться с потоками информации.
Современная школа должна формировать человека, способного самостоятельно прокладывать свой путь среди информационных джунглей, не быть ведомым массовой культурой, навязывающей "клиповый" образ жизни. Впрочем, зависит от того, каких людей мы хотим воспитать: понимающих причину и следствие или же выбирающих поверхностно, откликающихся на яркие образы и мерцающие символы.
Роль компьютеров в жизни современных детей
New York Times,
MATT RICHTEL
October 22, 2011
Лос Альтос, Калифорния. Главный технический директор eBay посылает учиться своих детей в эту школу. Так делают и специалисты Кремниевой Долины, работающие в таких гигантах как Google, Apple, Yahoo и Hewlett-Packard.
Но в качестве основных инструментов преподавания школы совсем нет высоких технологий: ручки и бумага, вязальные спицы и, иногда, глина. Ни одного компьютера не найдено. Нет экранов вообще. Они не разрешаются в классе, и школа не приветствует их использование в домашних условиях.
Школы по всей стране (США) бросились снабжать свои классы компьютерами, и многие политики говорят, что глупо поступать иначе. Но противоположную точку зрения можно найти в эпицентре технологий экономики, где некоторые родители и педагоги подают знак: компьютеры и школы не смешиваются.
Это Вальдорфская школа полуострова. Она одна из примерно 160 вальдорфских школ в стране, которые проповедуют педагогический подход, основанный на физической активности, обучение на основе творческой, практической задачи. Те, кто поддерживает этот подход, считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, движение, взаимодействие людей и мешают концентрации внимания.
Вальдорфской методике почти сто лет, но ее позиции здесь, в элите цифровых технологий, остро поднимают активизирующиеся дискуссии о роли компьютеров в образовании.
"Я принципиально отвергаю тезис о необходимости высоких технологий в гимназии", - говорит пятидесятилетний Алан Игл (Alan Eagle), чья дочь, Энди, одна из 196 учащихся вальдорфской школы, а тринадцатилетний сын Уильям, учится в близлежащей средней школе. "Идея, о том, что приложение на IPad может лучше научить моих детей читать и выполнять арифметические действия смешна."
Г-н Игл немного знает о технологиях. Он получил PhD в области компьютеров в Дартмуте и работает в Google (отдел executive communications), где готовит речи для председателя, Эрика Шмидта (Eric E. Schmidt). Он использует IPad и смартфон, но говорит, что его дочь, пятиклассница, "не знает, как пользоваться Google", а его сын только учится этому. (Начиная с восьмого класса, школа поддерживает ограниченное использование гаджетов).
http://www.nytimes.com/2011/10/23/technology/at-waldorf-school-in-silicon-valley-technology-can-wait.html