Автор: Neta
« : 07 мая 2024, 14:19:58 »Домашнее задание на вторник, 14 мая
Тема "Задание 21 формата ЕГЭ"
Устно: повторить правило постановки тире и двоеточия.
ТИРЕ СТАВИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
1. В простом предложении между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, числительным или инфинитивом
Берёза — дерево, воспетое русскими поэтами. Жить – Родине служить.
2. В простом предложении с однородными членами перед обобщающим словом.
На деревьях, крышах домов, тротуарах — всюду был снег.
3. В неполных предложениях.
Пример: Он смотрел на меня, а я – на него.
4. При обособлении приложений.
Я не слишком люблю это дерево — осину.
На заборе сидела птица – растрёпанная крикливая ворона.
5. Между частями сложносочинённого предложения перед союзом И, если они рисуют быструю смену событий.
6. Между частями бессоюзного сложного предложения, если их содержание противопоставляется, первое предложение указывает на время или причину того, о чём говорится во втором предложении. Примеры:
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Настанет время – двинемся в путь.
7. В предложениях с прямой речью перед словами автора, следующими за прямой речью, а также после слов автора, следующих за прямой речью, перед продолжением прямой речи. Пример: «Я устал», - заявил малыш.
8. При выделении реплик диалога, которые записываются с красной строки и после реплик, если далее идут слова автора, а также между репликами диалога, которые не выделяются красными строками, а заключаются в кавычки.
9. Для выделения вставных конструкций, несущих добавочные сведения. Пример: Прошлым летом — это было в июле — мы ездили к морю.
ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
1. В предложениях с однородными членами. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами.
Пример: Я люблю разные фрукты: яблоки, бананы, апельсины.
2. В предложениях с прямой речью или при цитировании. Двоеточие ставится, когда прямая речь стоит после слов автора.
Пример: Мама сказала: «Иди ужинать!».
3. В бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие ставится, если:
* вторая часть раскрывает содержание первой части (можно подставить «а именно»).
Пример: Меня посетила страшная мысль: с ним могло что-то случиться.
* вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части (можно задать вопрос «почему?»).
Пример: Нужно было бежать домой: всё вокруг потемнело, собирался дождь.
* вторая часть дополняет первую часть (можно задать вопрос «что?»). Пример: Я почувствовала: кто-то пристально смотрит на меня.
Письменно:
Тема "Задание 21 формата ЕГЭ"
Устно: повторить правило постановки тире и двоеточия.
ТИРЕ СТАВИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
1. В простом предложении между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, числительным или инфинитивом
Берёза — дерево, воспетое русскими поэтами. Жить – Родине служить.
2. В простом предложении с однородными членами перед обобщающим словом.
На деревьях, крышах домов, тротуарах — всюду был снег.
3. В неполных предложениях.
Пример: Он смотрел на меня, а я – на него.
4. При обособлении приложений.
Я не слишком люблю это дерево — осину.
На заборе сидела птица – растрёпанная крикливая ворона.
5. Между частями сложносочинённого предложения перед союзом И, если они рисуют быструю смену событий.
6. Между частями бессоюзного сложного предложения, если их содержание противопоставляется, первое предложение указывает на время или причину того, о чём говорится во втором предложении. Примеры:
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Настанет время – двинемся в путь.
7. В предложениях с прямой речью перед словами автора, следующими за прямой речью, а также после слов автора, следующих за прямой речью, перед продолжением прямой речи. Пример: «Я устал», - заявил малыш.
8. При выделении реплик диалога, которые записываются с красной строки и после реплик, если далее идут слова автора, а также между репликами диалога, которые не выделяются красными строками, а заключаются в кавычки.
9. Для выделения вставных конструкций, несущих добавочные сведения. Пример: Прошлым летом — это было в июле — мы ездили к морю.
ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
1. В предложениях с однородными членами. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами.
Пример: Я люблю разные фрукты: яблоки, бананы, апельсины.
2. В предложениях с прямой речью или при цитировании. Двоеточие ставится, когда прямая речь стоит после слов автора.
Пример: Мама сказала: «Иди ужинать!».
3. В бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие ставится, если:
* вторая часть раскрывает содержание первой части (можно подставить «а именно»).
Пример: Меня посетила страшная мысль: с ним могло что-то случиться.
* вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части (можно задать вопрос «почему?»).
Пример: Нужно было бежать домой: всё вокруг потемнело, собирался дождь.
* вторая часть дополняет первую часть (можно задать вопрос «что?»). Пример: Я почувствовала: кто-то пристально смотрит на меня.
Письменно:
1. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Уссурийском крае лето можно назвать сезоном дождей, так как они выпадают регулярно и отличаются обильностью. (2)Дождевые облака покрывают огромные территории, временами даже всю область — тогда краю угрожают разрушительные наводнения. (3)Наблюдая за погодой, люди заметили такую особенность: если во время дождя туман в горах появится и будет лежать неподвижно, то дождь скоро кончится. (4)А движение тумана предвещает затяжной дождь и даже тайфун. (5)После долгих дней изнурительной сырости солнечные лучи наконец прорвались сквозь тучи и пронзили облака тумана своим радостным, светло-золотистым светом. (6)Болота остались позади, но сырость была всюду: земля была напитана водой как губка, ручьи разлились по долине широкими озёрами. (7)Погодные приключения поистине оживляют путешествие по тайге, зачастую однообразное: сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. (8)Даже глазу не отдохнуть среди этой унылой растительности: сухостоя, валежника, папоротников. (По В.К. Арсеньеву)
2. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одними тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева». (2)Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3)Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4)Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5)Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на «Василису Мелентьеву» я готов дать с большим удовольствием». (6)Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7)Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!
3. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Имение Грешнево — место детства поэта Н. А. Некрасова — стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», — так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга — великая русская река. (4)Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом — неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков — людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».
(1)В Уссурийском крае лето можно назвать сезоном дождей, так как они выпадают регулярно и отличаются обильностью. (2)Дождевые облака покрывают огромные территории, временами даже всю область — тогда краю угрожают разрушительные наводнения. (3)Наблюдая за погодой, люди заметили такую особенность: если во время дождя туман в горах появится и будет лежать неподвижно, то дождь скоро кончится. (4)А движение тумана предвещает затяжной дождь и даже тайфун. (5)После долгих дней изнурительной сырости солнечные лучи наконец прорвались сквозь тучи и пронзили облака тумана своим радостным, светло-золотистым светом. (6)Болота остались позади, но сырость была всюду: земля была напитана водой как губка, ручьи разлились по долине широкими озёрами. (7)Погодные приключения поистине оживляют путешествие по тайге, зачастую однообразное: сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. (8)Даже глазу не отдохнуть среди этой унылой растительности: сухостоя, валежника, папоротников. (По В.К. Арсеньеву)
2. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одними тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева». (2)Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3)Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4)Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5)Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на «Василису Мелентьеву» я готов дать с большим удовольствием». (6)Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7)Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!
3. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Имение Грешнево — место детства поэта Н. А. Некрасова — стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», — так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга — великая русская река. (4)Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом — неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков — людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».