Ответ

Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось 205 новых ответа. Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка:

Визуальная проверка:
Как зовут нашу буфетчицу:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:37:01 »

                 

   Старый Толмачёвский переулок. Примерно 1914 год. Когда-то переулок назывался Никитским по храму Святого Великомученика Никиты, что в Татарской слободе.

   Храм был воздвигнут ещё при царе Михаиле из династии Романовых. Сначала деревянный, позже каменный. В 1858-м заложен новый храм по проекту (предположительно) Михаила Доримедонтовича Быковского. Строительство завершено в 1863 году. Именно его вы видите на старинной фотографии.

   При Советской власти, в 1922 году, Никитский переулок был переименован в Старый Толмачёвский по существовавшей здесь слободе Старые Толмачи. В 1935 году Никита без жалости снесён. На его месте возведён жилой дом для работников милиции. Слева на современной фотографии бывшая фабрика-кухня №2 Кировского треста столовых, перестроенная в наше время во что-то элитное.

   О том, что обе фотографии сделаны с одной точки, теперь напоминает только двухэтажный жилой дом справа. В советское время он был надстроен на один этаж.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:34:22 »

                   

   Перед вами Павелецкий вокзал Общества Рязанско-Уральской железной дороги. Эта компания владела крупнейшей частной железнодорожной сетью в Российской Империи, которая связывала 12 густонаселённых губерний. Не хватало только собственной ветки — от села Павелец на Москву через Каширу.

    Строительство линии и вокзала в Москве разрешил император Николай II после долгой битвы лоббистов. За право строить ветку до Москвы также сражалась Московско-Казанская железная дорога. Работы стартовали в 1897 году. Вокзал на Зацепе был заложен в 1898-м, а открыт в сентябре 1900 года. Проектировали Николай Александрович Квашнин, главный архитектор Рязанско-Уральской железной дороги, и Юлий Фёдорович Дидерихс. В числе авторов иногда упоминается Александр Фёдорович Красовский.

   С 1912 года вокзал назывался Саратовским, площадь перед ним — Саратовской, а в 1920-е — Ленинским (в 1924-м траурный поезд привёз на вокзал из Горок тело Ленина). Но оба названия не прижились. Павелец — село в 3500 душ на реке Верде. При постройке храма Христа Спасителя из Павельца везли камень, который добывали в его окрестностях.

    В ноябре 1987 года Павелецкий открыт второй раз после долгой реконструкции. Здание было капитально реконструировано и расширено в шесть раз. Архитекторы Мострансстроя сохранили прежний стиль и совсем не испортили исторический облик. Что хорошо видно при сравнении фотографий.

    Обе снимка сделаны с одной точки с разницей более 110 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:30:38 »

                             

   Автозаправочная станция на Комсомольской площади. Вдали видны Ленинградский и Ярославский вокзалы.

   В 1937-м на миллионный столичный город было только 37 АЗС (или, как тогда писали, пунктов продажи топлива). До нашего времени сохранилась только одна станция: на Волхонке, напротив ХХС.

   Первая бензоколонка советского производства была изготовлена в июле 1931-го на Боровичском механическом заводе. Затем производство было налажено на заводе «Промет» в Ленинграде. Продавали бензин только по талонам. С 1951 года был введён свободный отпуск топлива.

   В 1930-е годы на АЗС можно было заправиться А-52 (А-56) — для грузовиков, А-66 — для легковых авто, А-70 — для иностранных и для правительственных советских машин: ЗиМ и ЗиС.

   Чёрно-белая фотография сделана годом ранее, в 1936-м. Разница между снимками 87 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:28:20 »

                 

   Советская Москва. Посланников переулок. Храм Святителей московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. 1979 год.

   В переулке с 1880 года действовал Московский епархиальный церковно-свечной завод. В 1889-м к заводскому корпусу был пристроен домовый храм. Проектировал архитектор Сретенский. На первом этаже храма были контора завода и церковно-приходское училище.

   В июле 1923 года храм был закрыт. Позднее тут разместился клуб «Бауманец» чулочно-носочной фабрики имени Баумана. В первые послесоветские годы в храме сидел банк «Академический». С 2003 года здесь снова идут службы.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 40 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:26:20 »

                   

   Новослободская улица. Октябрь 1910 года. У трёхэтажного здания стоят экипажи. Прибывают гости на открытие 3-го Московского епархиального женского училища при Скорбященском монастыре. На фронтоне обозначен год открытия. Чуть ниже большая вывеска: Женское училище. Рядом стоял небольшой храм Архангела Рафаила (он в кадр не попал).

   Через четыре года, в 1914-м, училище станет базой для первого в России женского богословского института. В советское время здание было основательно перестроено и надстроено. Там располагалась оперативная служба одного из управлений КГБ СССР.

   Несмотря на фатальные изменения, на фасаде здания сохранились старинные детали. Например, знак нивелировки 1901 года.

   Современный кадр взят с отступлением от изначальной точки съёмки, чтобы вы могли увидеть, как изменился старинный корпус. Разница между кадрами 112 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:24:00 »

                     

   Облицовка мрамором колонн перронного зала станции метро «Комсомольская-кольцевая». 1951 год. Станция была открыта 30 января 1952 года.

   «Комсомольская» — последний воплощённый проект Алексея Викторовича Щусева. Заказ на проектирование он получил в 1945-м. К 1949 году проект был готов. Архитектор готовую станцию так и не увидел. Он скончался за два с половиной года до её открытия. Закачивали его ученики Виктор Дмитриевич Кокорин и Алиса Юрьевна Заболотная.

   В мраморе станции встречаются окаменелости юрского периода мезозойской эры.

     Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 72 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:21:51 »

           

   Мы во 2-м Раушском переулке у звонницы храма Николая Чудотворца, именуемого Заяицким. В советские годы храм пострадал. Колокольня была сломана до первого яруса. На современном кадре точно воссозданная в прежнем облике копия.

   Храм был построен на Раушской набережной в 1740−1750-х годах. Архитектор (предположительно) князь Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1932-м — году безбожной пятилетки — церковь была закрыта и приговорена к сносу. Но снести полностью не получилось: успели разобрать только главный храмовый купол и колокольню до первого яруса. В 1970-е в бывшем храме располагались трансформаторный цех и электроремонтная служба Мосэнерго.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей ровно 90 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:19:17 »

                     

    Владимир Владимирович Шервуд спроектировал дом на Покровке по заказу Московского купеческого общества. Строительство было закончено в 1909 году. На доходы от его аренды (первый этаж — магазины, на других этажах квартиры внаëм) содержалась богадельня имени Новиченкова (иногда пишут: Новикова, но это ошибка).

    Небольшое здание бывшей богадельни стоит во дворе этого дома. У двух построек один адрес: Покровка, 44. Григорий Данилович Новиченков был коммерсантом купеческого сословия. Завещал своё состояние Московскому купеческому обществу на человеколюбивые дела.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:17:01 »

                   

     Советская Москва. Улица Богдана Хмельницкого (ныне снова Маросейка). Храм Святых бесcребреников Космы и Дамиана. В 1930-е власти Москвы намеревались снести храм. Этого не случилось, но к концу 1940-х памятник находился в очень плохом состоянии. Это отчётливо видно на чёрно-белом кадре. Перед храмом в то время стояла деревянная «Закусочная». В 1960-х годах в храме работали макетная мастерская и клуб автомототуристов. Церковная ограда была восстановлена в начале 1970-х. За храмом высотный чёрный корпус Министерства машиностроения СССР.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:14:23 »

                     

   Улица Лужнецкая с 1959 года называется улицей Бахрушина. Названа в честь Алексея Александровича Бахрушина. Перед вами его собственный дом. Он был построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Карловича Гиппиуса. Москвичи прозвали дом «Театральным Версалем на Зацепе». В доме хозяин разместил свою коллекцию, посвящённую истории театра. Он любовно собирал экспонаты для него в течение многих лет. 25 ноября 1913 года Алексей Александрович передал дом и музей в дар Академии наук.

   После революции по предложению Ленина Бахрушин стал директором музея и пребывал в сём качестве до самой кончины в 1929-м. Ныне это Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 90 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 20:57:20 »

         

   Каланчёвская площадь (ныне Комсомольская). Весна 1919 года. Судя по толпе, сцене и надписям на плакатах (Да здравствует коммунизм — новая весна человечества), перед нами политический митинг. Выступает товарищ Троцкий (но это не точно).

   Впрочем, не менее интересно разглядывать дальний план. На нём здание будущего Центрального дома культуры железнодорожников с ещё не построенным парадным крылом. В то время ещё шли работы по реконструкции Казанского вокзала, и будущий ЦДКЖ был частью вокзального комплекса.

   В 1920-е здание было отдано под клуб имени Октябрьской революции Московско-Казанской железной дороги.  Достроено и расширено к 1927 году. Проектировал Алексей Викторович Щусев. Инженером здания и фактическим соавтором Щусева выступал Генрих Георгиевич Карлсен.

   С ноября 1937-го открылся собственно Центральный ДК железнодорожников. ЦДКЖ — прообраз того самого клуба железнодорожников из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», построенного на драгоценности тёщи Кисы Воробьянинова мадам Петуховой.

    Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 105 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 20:54:54 »

                     

   Большая Дмитровка. Весна 1896 года. Перед вами бывший дом фельдмаршала и московского главнокомандующего графа Петра Семёновича Салтыкова. Граф управлял Москвой при Екатерине Великой. Дом тогда выглядел несколько по-другому.

   После войны с Наполеоном он перешёл во владение дворян Мятлевых. В 1840-х годах был взят в аренду Московским Купеческим клубом. Пожалуй, это самая яркая страница его истории, не считая театрального периода. С 1901 года принадлежал знакомому вам товариществу братьев Бахрушиных. Клуб располагался здесь, пока не переехал в новое роскошное здание на Малую Дмитровку (там, где сейчас театр Ленком).

   После здесь было кабаре, а с 1926 года и поныне — музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В 1940-м дом был до неузнаваемости перестроен по проекту Александра Николаевича Фёдорова.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 136 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 20:52:20 »

                   


   Вестибюль станции метро «Курская» Кольцевой линии. Чёрно-белая фотография сделана, вероятно, вскоре после открытия в январе 1950 года.

   В центре зала — памятник в полный рост работы скульптора Николая Васильевича Томского. Он хорошо виден на старом кадре. Сегодня ровно 70 лет, как стране объявили о смерти председателя Совета Министров СССР и секретаря ЦК КПСС товарища И.В. Сталина. Через девять лет по всему Союзу началась кампания по развенчанию культа личности.

   «Курская» строилась как храм Победы. В ней можно разглядеть черты храмовой классицистской архитектуры. Проектировали Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышёва. Муж и жена.

   Центр вестибюля — купол, опирающийся на балки. На балках строчка из гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

  После XXII съезда КПСС в 1962 году памятники и изображения Сталина были убраны отовсюду. Строчка из гимна была снята наполовину. В 2008 году во время реставрации всё было восстановлено, за исключением памятника Сталину. С тех пор это самая известная и скандальная станция метрополитена.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 20:33:48 »

           

   Перекрёсток 1-й Брестской и Нововасильевского переулка (с 1963 года — улица Юлиуса Фучика). 1929 год. Идёт строительство здания, где заседает Моспромпроект. Благодаря лаконичной архитектуре дом воспринимается почти как современный, хотя ему почти 100 лет.

   Сейчас трудно поверить, что по бывшему Нововасильевскому переулку ходил троллейбус. Сам переулок носил имя по храму Святого Василия Кесарийского, что стоял напротив. Он был снесён в 1930-е годы.

    Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 95 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 20:31:30 »

                         

   Мы на бывшей станции метро «Первомайская» Арбатско-Покровской линии. Она открылась в сентябре 1954 года; в этом году у неё юбилей. Проработала меньше 10 лет и была закрыта в 1961-м в связи с пуском нового участка линии и новой станции «Первомайская». Теперь здесь цех подъёмочного ремонта и обточки колёсных пар для вагонов метрополитена.

   Это была самая первая наземная станция Московского метро. Проектировал архитектор Николай Иванович Демчинский (автор цветовой навигации метро).

  Старый вестибюль до сих пор можно увидеть на бывшем бульваре (ныне застроенном), во дворах по 1-й Парковой улице, недалеко от Измайловской площади. После закрытия он был превращён в актовый зал депо «Измайловская»
.