Григорий Григорьевич Мясоедов Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе,
1862 Более отчётливо проявляются творческие особенности Мясоедова в картине "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе". Историческое событие задумано не в официальном плане, а в жизненно-конкретном. Сюжет картины навеян "Борисом Годуновым" Пушкина. Несколько лет спустя над оперой "Борис Годунов" работал Мусоргский, который был лично знаком с Мясоедовым. Григорий Григорьевич был очень музыкален. Римский-Корсаков вспоминает, что видел его на встречах "Могучей кучки", объеденявшей лучших передовых композиторов 60-х годов.
Художник выбрал момент, когда самозванец, спасаясь бегством от смертельной опасности, готовится выпрыгнуть в окно. Движение повышенно-экспрессивно. Контрасты светотени усиливают ощущение некоторой театральности. Но художник направляет свет таким образом, что зритель сразу различит всё самое существенное, хотя внутренность пограничной харчевни в полумраке. Отчётливо рисуется силует фигуры Отрепьева, в занесенной вверх руке он сжимает кинжал. Весь в напряженной готовности один из приставов слева. Очень удачно найден тип его лица - сметливого, энергичного. Трактирщица и один из монахов - в тени, мало различимы. Облик другого монаха - Варлаама, с толстым брюхом, хитроватого и в то же время привлекающего и внутренней силой и некоторой долей добродушия - особенно выразительно запечатлен молодым художником.
П.Ковалевский в журнале "Время", выходившего под редакцией Достоевского, говорил, что картина Мясоедова очень хороша по типам и движению и из картин русской истории положительно лучшая.
За эту картину Мясоедов получил Большую золотую медаль и право на шестилетнюю командировку за границу.
В 1862 году художник отправляется за границу, где знакомится с европейской художественной жизнью. Он побывал в Берлине, Дрездене с его знаменитой галереей, Брюсселе, жил в Париже. Он путешествовал по Испании и Италии.