Григорий Григорьевич Мясоедов: Земство обедает,
1872, Фрагмент картины
На первый взгляд сюжет картины незамысловат. Крылечко уездного земского собрания, узкая полоса тени. Группа крестьян перекусывают хлебом и луком. Композиционно картина лаконична. Стена на заднем плане доведена лишь до середины высоты окна, то есть только до той высоты, которая необходима для расположения основных персонажей и для раскрытия сюжета. Колорит картины прост, строг, даже суховат. Его можно было бы назвать однотонным, если бы не горячее красное пятно рубашки лежащего крестьянина и не широко и свободно написанный передний план с травой, высветленной солнечными лучами. Мясоедов доводит до зрителя свой замысел посредством противопоставления, группа крестьян противопоставлена дворянской части земства. Правда зритель не видит эту дворянскую часть
Но он видит окно обеденного зала, винные бутылки в этом окне, официанта, перетирающего тарелки. Он может судить по множеству деталей, что заседание кончилось давно и что обед, отколовший дворянскую часть земства от мужицкой, изрядно затянулся. Неравенство членов земства показано просто и потому чрезвычайно убедительно.
Сам Мясоедов говорит в письме Третьякову о том, что хотел приблизиться в картине к реальному. Отсюда и такая деталь, как куры на переднем плане картины. Художник считал эту деталь характерной. Он очень решительно воспротивился предложению Третьякова, купившего картину, убрать кур. "Думаю, что куры не мешают", - пишет он.
Вот основная мысль, изложенная в те времена в "Отечественных записках":
"...передать... положение членов земской управы - этих сермяжных мужичков, оторванных от семьи и плуга для того, чтобы выслушивать целые часы, как "господа" промеж себя разговаривают, а потом, покуда господский аппетит удовлетворяется в комнатах сёмгой и растегаями, с хересом и настойками, раставленными на окошке, в это самое время горемычно утолять свой голод луком да сухим хлебом-солью, на голой земле у подъезда..."