1
Летняя школа / Re: Летняя школа 2013-2021
« : 15 июня 2020, 19:18:06 »
Физическое воспитание при Петре I и Елизавете
В эпоху реформ Петра I стала сильно ощущаться общественная потребность в физически развитых людях.
Ещё будучи юношей, Петр I проводил военные игры со своими «потешными» полками.
Физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Это были, прежде всего, фехтование и верховая езда. Практиковались они в таких учебных заведениях как: Московская школа математических и навигационных наук (1701 г.), Морская академия.
Занятия физическими упражнениями ввели также и в гражданские гимназии. Организовывали занятия гребным и парусным спортом. В этот же период появляются частные преподаватели физической культуры для дворян и знати.
Их обучали фехтованию, верховой езде, парусному делу, гребле, стрельбе из пистолета.
Елизавета обожала танцевать после крепкого ужина. Довольно часто она развлекалась на охоте, очень любила стрелять по кроликам и уткам. Некоторые утверждают, что она могла пристрелить медведя и лося, как будто профессиональный охотник. Ее жертв подавали к столу, после того как приготовят на кухне. Она очень любила жареное мясо и с удовольствием делилась добычей со своими гостями.
В моду вошли конные балеты. Однако в России второй трети XVIII в., где школа верховой езды развивалась под влиянием немецкого, прежде всего, прусского кавалерийского опыта, конные представления получили не театральный, а военно-прикладной характер. С возрождением императрицей Елизаветой петровских военных традиций конные балеты получили не только новую форму, но и новый смысл, выйдя далеко за рамки барочных развлекательных представлений.
Фехтование.
Отличительная черта развития фехтования в дореволюционной России заключается в том, что оно развилось не из военно-прикладной, турнирной и дуэльной форм фехтования, как это происходило на Западе, а было заимствовано из зарубежных стран как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство». Таким образом, под словом «фехтование» в России и прежде и теперь подразумевается только фехтование спортивного характера.
В том, что Россия в средние века с успехом отражала нападения врагов и с Запада и с Востока,— доказательство высокого уровня мастерства владения холодным оружием русских воинов.
Однако искусство владения холодным оружием не превратилось в России, по примеру западных стран, в формы диких состязаний, оканчивающихся смертельным исходом, в традицию так называемого «суда божьего», в массовый дуэлянтский психоз молодых дворян, а использовалось для целей защиты Родины от иноземных захватчиков.
Различного рода поединки на холодном оружии были сравнительно редки в быту русского народа, а поединки русских воинов с представителями армий захватчиков, которые происходили до сражений, являли собой всю силу и мастерство владения холодным оружием русских, защищающих независимость своей Родины от вторжения иностранцев. Недаром герои русских былин — богатыри воспеваются за борьбу с темными силами природы и врагами, покушающимися на свободу земли русской.
Естественно, что миролюбивый русский народ-труженик не мог перенять от западноевропейских стран кровавые увеселения, и только после того, как наметилось зарождение фехтовального спорта, он заимствуется в конце XVII в. русскими как «шпажное искусство» в виде спортивного развлечения для царей, придворных и дворянства.
В эпоху реформ Петра I стала сильно ощущаться общественная потребность в физически развитых людях.
Ещё будучи юношей, Петр I проводил военные игры со своими «потешными» полками.
Физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Это были, прежде всего, фехтование и верховая езда. Практиковались они в таких учебных заведениях как: Московская школа математических и навигационных наук (1701 г.), Морская академия.
Занятия физическими упражнениями ввели также и в гражданские гимназии. Организовывали занятия гребным и парусным спортом. В этот же период появляются частные преподаватели физической культуры для дворян и знати.
Их обучали фехтованию, верховой езде, парусному делу, гребле, стрельбе из пистолета.
Елизавета обожала танцевать после крепкого ужина. Довольно часто она развлекалась на охоте, очень любила стрелять по кроликам и уткам. Некоторые утверждают, что она могла пристрелить медведя и лося, как будто профессиональный охотник. Ее жертв подавали к столу, после того как приготовят на кухне. Она очень любила жареное мясо и с удовольствием делилась добычей со своими гостями.
В моду вошли конные балеты. Однако в России второй трети XVIII в., где школа верховой езды развивалась под влиянием немецкого, прежде всего, прусского кавалерийского опыта, конные представления получили не театральный, а военно-прикладной характер. С возрождением императрицей Елизаветой петровских военных традиций конные балеты получили не только новую форму, но и новый смысл, выйдя далеко за рамки барочных развлекательных представлений.
Фехтование.
Отличительная черта развития фехтования в дореволюционной России заключается в том, что оно развилось не из военно-прикладной, турнирной и дуэльной форм фехтования, как это происходило на Западе, а было заимствовано из зарубежных стран как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство». Таким образом, под словом «фехтование» в России и прежде и теперь подразумевается только фехтование спортивного характера.
В том, что Россия в средние века с успехом отражала нападения врагов и с Запада и с Востока,— доказательство высокого уровня мастерства владения холодным оружием русских воинов.
Однако искусство владения холодным оружием не превратилось в России, по примеру западных стран, в формы диких состязаний, оканчивающихся смертельным исходом, в традицию так называемого «суда божьего», в массовый дуэлянтский психоз молодых дворян, а использовалось для целей защиты Родины от иноземных захватчиков.
Различного рода поединки на холодном оружии были сравнительно редки в быту русского народа, а поединки русских воинов с представителями армий захватчиков, которые происходили до сражений, являли собой всю силу и мастерство владения холодным оружием русских, защищающих независимость своей Родины от вторжения иностранцев. Недаром герои русских былин — богатыри воспеваются за борьбу с темными силами природы и врагами, покушающимися на свободу земли русской.
Естественно, что миролюбивый русский народ-труженик не мог перенять от западноевропейских стран кровавые увеселения, и только после того, как наметилось зарождение фехтовального спорта, он заимствуется в конце XVII в. русскими как «шпажное искусство» в виде спортивного развлечения для царей, придворных и дворянства.