В церкви читали испокон веков не Библию, а Псалтырь. И для русских это была ГЛАВНАЯ Священная Книга. Кроме того, еще в 19 веке веровали не в иудейского бога Иисуса Христа ("Царь Иудейский"), а в русского Николу. Вот выдержки из Б.Успенского:
А по поводу молитвы . . .
Скажите, пожалуйста, в каких русских молитвах упоминается имя Иисуса Христа (кроме Иисусовой Молитвы, которая является крайне поздней и неуклюжей вставкой в церковную традицию)?
И почему на Руси храмы носили имена Николы (Никольские) - примерно 50 процентов, и Троицы (Троицкие) - примерно столько же, и ни один - Иисуса Христа? Русские ведь Спасителем называли Николу, и носили нательные кресты с изображением именно Николы, а никакого никому не ведомого Иисуса Христа, за что и были прозваны поляками николаитами (см. Буссов).очему на Руси храмы носили имена Николы (Никольские) - примерно 50 процентов, и Троицы
Любопытна также псковская икона начала XIV в. из собрания Третьяковской галереи, где Никола держит раскрытое Евангелие с текстом, начинающимся словами: “Евангелие от Николы...” (Антонова и Мнева, I, с. 184 и табл. 95) 16, ср. в этой связи каменный образок XIV в. из собрания Исторического музея, где Никола представлен в окружения четырех евангелистов, причем маленькие евангелисты окружают большого Николу (Рындина, 1978, табл. 60).
Так что никакой русской Библии в 10 веке, разумеется, не было и быть не могло.
Учебник литературы для 9 класса надо переписывать С САМОГО НАЧАЛА.
Преступно, если обучение детей начинается с откровенного вранья (пардон, конечно).
Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях.Существовавшая со времен принятия христианства на Руси устойчивая традиция использования для обучения грамоте сначала азбуки, затем церковных книг - Часовника, Псалтыри и Деяний апостолов - позволила создать довольно точный график занятий.
Современному человеку обучение чтению по церковным книгам представляется очень сложным. На самом деле это было не так. Ведь Часовник, или Часослов, - это богослужебная книга, содержащая молитвы, которые читаются каждый день, например утренние молитвы или молитвы на сон грядущий. Без сомнения, царские дети к началу обучения чтению по Часовникк уже знали эти молитвы наизусть, что существенно облегчало уроки чтения.
После Часовника обычно приступали к чтению Псалтыри - сборника церковных Песнопений, который также был хорошо известен всем, кто регулярно посещал церковные службы, даже малым детям. Украшенные красочными изображениями, Псалтыри XVII века как нельзя лучше подходили для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.
Обучение царевича грамоте в "учительной палате" в присутствии его дядьки-боярина
Восьмилетний царевич Фёдор Алексеевич вслед за Часовником и Псалтырью в ноябре 1670 года начал читать специально для него написанную книгу «О душенном лекарстве», а затем - Каноник.
Процесс обучения шел не быстро, видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей более важную роль. Поэтому царевна Ирина Михайловна в 1636 году, когда ей было уже девять лет, все еще учила Псалтырь и Апостол.
К числу же реальных сложностей в жизни царских детей можно отнести не обучение по церковным книгам, а то, что они находились наедине с учителем. В отличие от современных школьников, им нельзя было надеяться на то, что учитель спросит кого-то другого. Если играли царские дети со сверстниками - детьми придворных, то учились они одни, в лучшем случае вместе с подходящими по возрасту братом пли сестрой.
После Псалтыри читали книги Нового Завета - Евангелия и Деянии апостолов. «Издревле Российским детоводцем и учителем обычай бе и есть, учити дети малыя, в начале азбуце, потом часословцу и псалтири, также писати, по сих же нецыи преподают и чтение Апостола. Возрастающих же препровождают ко чтению и Священныя Библии, и бесед Евангельских и Апостольских и к разсуждению высокаго в оных книгах лежащаго разумения», - говорится в предисловии к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, одной из самых известных в славянских странах книг XVII века. Итак, учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся воспитанием детей, сначала изучали вместе со своими учениками азбуку, потом Часослов, Псалтырь и Деяния апостолов, учили их писать. Старших обучали чтению Библии и богословских сочинений на разные темы, которые назывались «беседами».
Страницы рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля
Страницы рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля
Подобный порядок начального обучения был характерен не только для православной России, но также и для западноевропейских стран. В качестве одной из реликвий среди сокровищ герцогов Бургундских бережно хранилась Псалтырь, по которой обучался в детстве будущий король Франции Людовик Святой. Хотя в
Западной Европе издавна существовали университеты, начальное обучение там практически ничем не отличалось от принятого в России. Отношение к чтению как к получению света божественного знания было одинаково во всех странах, ведь христианство - религия, основанная на Священном Писании. Умение читать и писать рассматривалось в первую очередь не с практической точки зрения, а в качестве знака особого благочестия.
Еще в XV веке французские историки гордились тем, что во Франции существует обычай обязательно обучать наследных принцев чтению и письму.Цель обучения чтению в те времена и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Что касается царских детей, то, видимо, эта цель обычно бывала достигнута. Царь Алексей Михайлович знал церковную службу настолько хорошо, что позволял себе поправлять служащего в церкви дьякона. Петр I, хотя об этом мало говорят его биографы, мог читать Апостол и Евангелие наизусть, в чем видна явная заслуга его учителя Никиты Зотова. Эти книги царь Пётр часто цитировал.Страницы из Евангелия. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля
Чтение священных книг было не просто благочестивым занятием. Умение читать рассматривалось на Руси не столько как результат трудов и усилий ученика, а как дар, ниспосланный свыше. Об этом говорит история из Жития Сергия Радонежского-самого почитаемого русского святого, которая была известна каждому человеку того времени...
....ТЕПЕРЬ ВАШ ВОПРОС ПО ПОВОДУ МОЛИТВЫ : Молитва "Символ Веры "Молитва "Символ веры "выступает одной из самых главных православных молитв.В своё время Преподобным Серафимом Саровским в своих кратких молитвенных правилах мирянам было заповедано чтение молитвы “Отче наш” (трижды), “Богородице дево радуйся” (трижды) и молитва "Символ веры"– один раз.“Держась этого правила”, говорит о. Серафим, “можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; "Символ веры " же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры”.Молитва "Символ веры":
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. НАПОМНЮ, ЧТО РУССКИЕ ЦАРИ, и Петр I, хотя об этом мало говорят его биографы, могли читать Апостол и Евангелие наизусть. Эти книги царь Пётр, в частности , часто цитировал.
ТАК,ЧТО,УВАЖАЕМЫЙ АДМИСТ,НА РУСИ ВЕРИЛИ В ЕДИНОГО БОГА ИИСУСА ХРИСТА,А НЕ КАК ВЫ ПРИВОДИТЕ ПО Б,УСПЕНСКОМУ,ЧТО В НИКОЛУ.,.....СМ.по РУССКОМУ СВЯТОМУ С.САРОВСКОМУ( В ЕДИНОГО БОГА ИИСУСА ХРИСТА )..И ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА ,КАК ВЫ СПРАШИВАЛИ ,УПОМИНАЕТСЯ В САМОЙ ГЛАВНОЙ МОЛИТВЕ-"СИМВОЛЕ ВЕРЫ". ...
...ТЕПЕРЬ О ХРАМАХ,ПОСВЯЩЕННЫХ ТРОИЦЕ НА РУСИ -ТРОИЦА это ипостась БОГА( у христиан - Бог это единение :Отец,Сын,Святой Дух).Художник Андрей Рублев передал нам свое видение Бога Живого в иконе "ТРОИЦА".Храмы,посвященные ТРОИЦЕ- посвящены БОГУ. Храмы,в честь НИКОЛЫ ,посвящены святому Николаю,не БОГУ. ..
....ВОПРОС АДМИСТУ: Зачем Вам нужно показать РОССИЮ бездуховной , непросвещенной ??Против ВАС - все святые РУСИ. Хватит ли духу и ненужного напора "ворошить"камни истории?......."НЕУЖТО ВАМ ПОКОЙ НЕ ПО КАРМАНУ??"(из песни про мушкетеров,на всякий случай).