Институт образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) начинает новое масштабное исследование – мониторинг студенческих характеристик и траекторий. О деталях проекта в интервью РИА Новости рассказал его руководитель, заместитель первого проректора Игорь Чириков.
— Какие вопросы предполагается задать участникам?
— Во-первых, вопросы, связанные с процессом обучения. В какие виды активности вовлечены студенты? Часто ли делают презентации, участвуют в дискуссиях, пишут тексты, много ли приходится читать и что это за литература? В какой форме проходят занятия, зачеты, экзамены? Как студенты оценивают полученные знания? Ответы на эти вопросы позволят оценить, способен ли вуз научить студентов грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме, развить у них навыки проектной работы и прочее.
Во-вторых, вопросы, касающиеся того, каким видам деятельности студенты предпочитают отдавать время и усилия, так сказать, во что инвестируют их как студенты инвестируют свое время и усилия в различные виды активностей. Много ли занимаются самостоятельно? Так, изменения, происходящие в организации учебного процесса в Высшей школе экономики и ряде других вузов, предполагают акцент на самостоятельную работу. Важно понять, насколько студенты готовы к этому.
В-третьих, вопросы об участии студентов в вузовской научно-исследовательской работе. Насколько студенты разных вузов склонны к научной работе и насколько активно вовлечены в нее? Как научная работа преподавателей, по мнению студентов, сказывается на учебном процессе?
В-четвертых, очень важный блок вопросов связан с работой и карьерой студентов. Не секрет, что отношение к работающим студентам не всегда позитивное и вузы редко создают какие-либо условия для совмещения работы и учебы. Мы хотим понять, когда и при каких условиях студенты начинают работать, каким образом встраивают работу в процесс обучения. Наконец, вопросы, связанные с использованием различных интернет-сервисов и гаджетов. Насколько активно студенты пользуются интернетом и каким образом в учебном процессе используются электронные ресурсы и сервисы?
Еще одна актуальная проблема — отношение студентов к плагиату и списыванию. Понятно, что фальшивые диссертации начинаются с «невинного» плагиата в вузе. Интересно выяснить, каково отношение студентов к подобной этим практикам и какова их распространенность в вузах.