В этом году изменились правила проведения экспертизы школьных учебников. Теперь учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при минобрнауки и пройти научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы.
Какие учебники не попадут в перечень рекомендованных? Почему забыты Менделеев и Бутлеров? В каком классе рассказывать детям об алкоголизме, наркомании и абортах? Об итогах педагогической экспертизы "РГ" рассказывает член научного совета по экспертизе учебников РАО профессор Игорь Суколенов.
В последнем перечне школьных учебников было почти три тысячи книг. Сколько из них уже прошли экспертизу и много ли новых учебников?
Игорь Суколенов: На экспертизу в РАО поступило 584 учебника по 29 предметам (всего представлено 167 завершенных предметных линий). Это значит, что все учебники относятся к определенной ступени образования - написаны для начальной, средней или старшей школы.
Если, допустим, экспертизу проходит учебник математики для начальной школы, то эксперты смотрят сразу четыре книги - для первого, второго, третьего и четвертого классов. Абсолютно новых книг нет. Все учебники переработаны и доработаны. Кроме РАО, педагогическую экспертизу может проводить РАН. Думаю, там тоже сотни книг.
Сколько учебников забраковали эксперты?
Игорь Суколенов: Мы не рекомендовали для включения в перечень около 20 процентов учебников. Среди них есть учебники для начальной школы, книги по обществознанию, ОБЖ, химии, математике, физике, иностранному языку.
Главная причина - содержание учебников не гарантирует, что школьники будут хорошо знать предмет и покажут достойные результаты. Например, в учебнике мало внимания уделено первоначальным представлениям о предмете, об истории его развития. Или мало заданий, плохо подан материал, нет вопросов для самоконтроля учеников. Возьмем химию. В некоторых учебниках дан портрет только одного великого русского химика.
Менделеева?
Игорь Суколенов: Да. Но иногда даже его нет. В учебниках физики много теории, но нет заданий, которые показывают, как знание физики может пригодиться в повседневной жизни. В учебнике обществознания для 5-го класса ученикам предлагается описать способы избавления от вредных привычек - алкоголизма, курения, наркомании. Как пятиклассник может ответить на этот вопрос? По мнению некоторых авторов, в 10-11 лет все ученики наших школ должны знать, что такое алкоголизм и наркомания. Конечно же, эксперты дали на этот учебник отрицательное заключение.
http://www.rg.ru/2014/02/19/uchebnik.html