10 спектаклей Любимова, которые потрясли мир
30 сентября исполняется 100 лет со дня рождения режиссера, актера, педагога, основателя Театра на Таганке Юрия Любимова. "Газета.Ru" вспоминает самые знаменитые постановки мастера.
"Добрый человек из Сезуана. 1964"
В 1964 году Юрий Любимов, преподаватель Щукинского училища и актер театра им. Вахтангова, стал новым главным режиссером в Московском театре драмы и комедии, который располагался на Таганской площади.
Первым спектаклем, с которого началась знаменитая Таганка, стала дипломная работа учеников Любимова по пьесе не самого известного на тот момент широкой публике Бертольта Брехта.
Постановку сразу окрестили "революционной" и "сенсационной". Философский музыкальный спектакль-притча о самом добром человеке в Сезуане, проститутке Шен Те, говорил со зрителями на языке условностей, под аккордеон и гитару. На сцену, где почти не было декораций, выходили Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов. Актеры вместе со зрителями искали ответы на вечные вопросы о добре и зле. Спектакль собирал небывалые аншлаги и навсегда остался символом Таганки.
"Десять дней, которые потрясли мир", 1965
Еще одна постановка, ставшая визитной карточкой Таганки.
Действие по пьесе Джона Рида начиналось, как правило, у входа в театр, где на фоне красных флагов солдаты и матросы с ружьями и повязками на рукавах проверяли билеты у зрителей, отрывали корешки и накалывали их на штык.
В черном матросском бушлате, в образе грубоватого моряка, с гитарой и частушками, вместе с другими поющими и кричащими актерами появлялся Высоцкий. Он же чуть позже превращался в анархиста и белогвардейского офицера. Всего в спектакле было около 200 ролей, каждый актер исполнял 5-8.
Разрозненные, на первый взгляд, бессюжетные разножанровые эпизоды, эпатажные картины из жизни революционных масс в конце концов складывались в "Народное представление в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой".
Стрельба и в самом деле была. Холостыми, в зрительном зале, поверх голов.
Режиссер называл свой синтетический спектакль "набором аттракционов". Заканчивалось действие голосованием зрителей, которые опускали билеты в красные или черные урны, в зависимости от отношения к увиденному. По оценке критиков, постановка стала главным событием театрального сезона 1965 года.
"Антимиры",1965
Спектакль по стихам Андрея Вознесенского, с которого на Таганке начался театр поэзии. В постановке участвовал автор, актеры в одинаковой одежде читали стихи и пели под гитару, отсылая зрителя к традициям поэтического театра 30-х годов "Синяя блуза". Музыку для "Антимиров" написали Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий. Спектакль начинался в десять часов вечера и заканчивался в полночь. До конца 1979 года был сыгран более 700 раз.
"Жизнь Галилея", 1966
Спектакль "Жизнь Галилея" - второй опыт работы Любимова с драматургией Бертольта Брехта после "Доброго человека из Сезуана". Галилео Галилея играл Высоцкий, без грима и парика - и это несмотря на то, что в начале пьесы его герою 46 лет, а в конце - 70. Также в спектакле были заняты Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Дальвин Щербаков, Зинаида Славина, Рамзес Джабраилов, Готлиб Ронинсо.
Гигантские ворота, декорированные картонными ячейками из-под яиц, открывали и закрывали сцену, потолок зрительного зала превращался в купол звездного неба, световые пистолеты-телескопы резали "светом новых истин" глаза сидящих в партере. Хор детей в белых кружевных воротничках выступал против тучного хора монахов-консерваторов. И дети же в красных галстуках бежали к одинокому Галилею с глобусами в руках под музыку Шостаковича, доказывая всем пришедшим, что Земля все-таки вертится.
Музыку к псалмам написали Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Авторы стихотворных вставок - Наум Коржавин и Давид Самойлов.
Премьера спектакля состоялась 17 мая 1966 года.
"Гамлет", 1971
Один из самых знаменитых спектаклей Таганки и, вероятно, самая главная роль Владимира Высоцкого. Высоцкий играл шекспировского Гамлета в переводе Пастернака 317 раз. И снова обошлись без пышных декораций. Гамлет-Высоцкий больше походил на студента или барда: при гитаре, в черном свитере и джинсах.
По признанию Высоцкого, он не изображал из себя принца, но старался "показать современного человека".
Особую роль исполнял метафоричный тяжелый занавес, созданный художником Давидом Боровским, - символ судьбы, неизбежности и смерти. Грубое полотно размером 10х12 метров, сотканное из рыболовной сети и шерстяных ниток, двигалось по сцене вслед за актерами с разной скоростью, складывалось, поднималось, опускалось. Его называли находкой Любимова. Занавес напоминал страшную огромную паутину, которая мертвой хваткой держала попавших в сеть людей; превращался в неприступную стену, сметавшую все на своем пути, или ширму для дворцовых интриг. Он же "очищал" пространство в финале. Убежать от занавеса было невозможно.
"Гамлет" проходил при полных аншлагах и стал самой популярной в стране постановкой своего времени. Причем не только в Советском Союзе: на Международном театральном фестивале "БИТЕФ" в Белграде получил Гран-при. 18 июля 1980 года, за неделю до смерти, Высоцкий последний раз играл как раз Гамлета. Позднее спектакль сняли с репертуара - искать замену Высоцкому отказались.
"А зори здесь тихие", 1971
Спектакль по повести Бориса Васильева, размышляющий о жестокости войны и слишком дорогой цене победы в Великой Отечественной войне. Единственной декорацией посреди пустой сцены был большой дощатый кузов грузовика военных лет, придуманный художником Давидом Боровским.
Грузовик при необходимости трансформировался в походную баню, лесную поляну, блиндаж.
Вместо привычного звонка перед началом спектакля зрители слышали вой сирены, напоминающий о воздушной тревоге и бомбоубежищах. Вход в зал был завешен огромным куском брезента - входили, поклонившись. На лестнице, которая вела на второй этаж, горели снарядные гильзы с керосином. Премьера пронзительной и одновременно нежной постановки, развенчивающей привычные героические мифы, состоялась 6 января 1971 года.
"Преступление и наказание", 1979
На этот спектакль зрители попадали не совсем обычным способом. Облупившаяся белая дверь вместо партера вела прямиком в комнату старухи-процентщицы. Так, по задумке режиссера, каждый гость неизбежно проходил путь Раскольникова. Основная часть сцены, как и во многих других спектаклях Любимова, оставалась пустой. Декорации Давида Боровского - антресоли с чемоданами, зеркало в деревянной раме, комод, икона - занимали лишь небольшую часть пространства. Впоследствии Любимов много раз работал с романом Достоевского, его постановки получали высшие театральные премии и награды в Европе и США.
"Дом на набережной", 1980
Премьера неслыханно смелой постановки о сталинском терроре 30-х годов и моральном выборе по одноименному роману Юрия Трифонова состоялась в 1980 году. Через 4 года спектакль был снят с репертуара по требованиям цензуры и восстановлен в 1986 году. В лучших традициях авангардного театра на сцене было построено угловатое сооружение - конструктивистский дом в стиле 30-х годов, со стеклянной стеной до потолка.
Актеры произносили свои реплики за стеклом. Воспоминания о прошлом смешивались с чувством вины и заставляли думать об ответственности, самообмане и последствиях.
«Владимир Высоцкий»,1981
Поэтический спектакль-посвящение Владимиру Высоцкому, в котором актеры ведут диалог с Гамлетом-Высоцким. В постановке используются тексты актера, его голос, стихи, монолог, диалог с оставшимися. Премьера спектакля состоялась 25 июля 1981, спустя год после смерти Высоцкого. Спектакль был сыгран один раз с разрешения Андропова, после чего оказался под запретом. Восстановлен 25 января 1988 года после возвращения Любимова в СССР.
"Бесы", 2012
Премьеру спектакля "Бесы" по Достоевскому Любимов обещал посвятить актерам Таганки, с которыми летом 2011 года у режиссера произошел конфликт и последующий разрыв. Постановка длится три с половиной часа и выдержана в духе концертного исполнения романа в двух частях. В центре сцены - черный концертный рояль, в качестве фона - репродукция французского классициста XVII века Клода Лоррена "Асис и Галатея". В спектакле звучит музыка Игоря Стравинского и Владимира Мартынова.