Примерные темы итогового сочинения по направлениям
Направление «Он и она»1. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
2. Почему в любви важно понимать и прощать?
3. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить — это не
значит смотреть друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном
направлении»?
4. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить — значит жить
жизнью того, кого любишь»?
5. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в
красоту, но полюбить — лишь только душу»?
6. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко — это
значит забыть о себе»?
7. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
8. Какие добрые качества в человеке пробуждает любовь?
9. В чём разница между любовью и влюблённостью?
10. Согласны ли вы с утверждением А.Камю: «Не быть любимым — это всего
лишь неудача, не любить — вот несчастье»?
11. Согласны ли вы с утверждением Л. Андреева: «Настоящую любовь можно
узнать по тому, насколько человек становится лучше»?
12. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
13. Способна ли любовь изменить человека?
14. Какую любовь можно назвать настоящей?
15. Что такое самоотверженная любовь?
Направление «Добро и зло»Реальные темы прошлого года "Доброта и жестокость"
1. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно
привести к добру нравоучением, легко примером»?
2. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть
добрым!»?
3. В чём заключается сила доброты?
4. Как связаны между собой любовь и доброта?
5. В каких поступках человека проявляется доброта?
6. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
7. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда
бескорыстна?
8. Что значит быть добрым?
9. Почему жестокость разрушительна?
10. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
11. Какие времена можно назвать жестокими?
12. Какого человека можно назвать добрым?
13. Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
14. Может ли доброта навредить?
15. Какие жизненные события могут научить доброте?
16. Добрым рождаются или становятся?
17. Может ли доброта победить жестокость?
18. Каковы могут быть причины жестоких поступков?
19. Может ли доброта противостоять жестокости?
20. «Добро должно быть с кулаками...» Так ли это?
21. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель
нашей жизни»?
22. В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
23. Как противостоять жестокости?
24. Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?
25. Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?
26. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне:
«Доброта лучше красоты»?
27. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты
отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
28. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми
располагает к жестокости?
29. Как связаны доброта и способность к состраданию?
30. Страдают ли жестокие люди?
31. Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том
заслуги»?
32. Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением
жестокости?
33. Оправдана ли жестокость военным временем?
Направление «Война и мир» - к 150-летию великой книги1. «Война и мир» как роман-эпопея.
2. Путь исканий Андрея Болконского.
3. Эволюция личности Пьера Безухова
4. Реализм Л.Н. Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
5. Кутузов и Наполеон.
6. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».
7. Народ и личность в понимании Л.Н. Толстого по роману «Война и
мир».
8. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
9. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
10.Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному
читателю?
11.Народный характер войны 1812 года (Платон Каратаев, Тихон
Щербатый).
12.Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. (А.
Болконский, Н. Ростова).
13.Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть
(нравственные искания героев романа).
14.Истинная и ложная красота в понимании Толстого (Марья, Наташа,
Элен).
15.«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал»
(А. Добролюбов).
Направление «Гордость и смирение»1. Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от
стыда»?
2. Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
3. Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь
довершает свое несчастье»?
4. Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких,
потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и
кроткими?
5. Как вы понимаете значение высказывания: «Кротость особенно похвальна
тогда, когда причина гнева вполне справедлива»?
6. Гордость и гордыня: в чем отличие?
7. Какого человека называют гордым?
8. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед
несмотря ни на что?
9. Что такое мнимая гордость?
10. Нужна ли человеку гордость?
11. Как связаны сила духа и гордость?
12. Как связаны гордость и эгоизм?
13. Как связаны скромность и смирение?
14. Стоит ли терпеть обиды?
15. Как отличить гордость от высокомерия?
Направление «Надежда и отчаяние»
1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых
надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся
мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал:
«Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние
всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к
бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не
надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто,
рушится весь мир.