Урок развития речи (6 класс)
Тема урока: комплексный анализ текста (стихотворение С.А.Есенина «С добрым утром»
Цель урока:
-сформировать у учащихся умения и навыки комплексного анализа текста;
-систематизировать изученное по орфографии, лексике, фонетике, словообразованию, пунктуации, синтаксису;
-работать над развитием речи учащихся;
- воспитать любовь к родной природе;
- пробудить способность видеть, слышать, чувствовать прекрасное в поэзии.
Оборудование урока:
Портрет С.Есенина;
Ход урока:
1. Организационный момент. (2мин.)
2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос-беседа по теме: «Строчки, которые дышат природой») (5-мин.)
3. Запись под диктовку стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» (10мин.)
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
4. Прочитайте еще раз эти чудесные строчки и приготовьтесь к выразительному чтению. (Чтение стихотворения 2-3 уч-ся) (5мин.)
(этапы урока 5-12 – 35-40 мин)
5. Беседа по вопросам:
- Ваши первые впечатления о стихотворении.
- О чём это стихотворение?
- О каком времени года говорит поэт? Что на это указывает?
- С помощью чего автору удалось всего в 12 строках создать удивительную поэтическую зарисовку?
- Присутствует ли в стихотворении сам автор? Можем ли мы говорить о его настроении?
- Сколько картин рисует поэт, чтобы сказать своему читателю: «С добрым утром!»
- Почему стихотворение называется «С добрым утром!», а не просто «Утро»?
6. Работа с языковыми выразительными средствами. (5мин.)
- С помощью каких выразительных средств поэту удалось изобразить так живо, ярко и образно картину природы? /Учащиеся находят в стихотворении эпитеты, метафоры, олицетворения, указывают на цветовую гамму/
7. Слово учителя. С. Есенину удалось не только показать великолепную картину летнего утра, но и вызвать в нас чувство восторга, восхищения красотой природы. Поэт сумел передать состояние своей души: любовь к природе. Поэт так тонко чувствует природу, что даже крапива у него разговаривает, и мы вместе с Есениным слышим: «С добрым утром!»
8. Орфографическая работа. (15мин)
- Графически обозначить орфограммы.
- Найти в тексте слово с орфограммой «О – Ё в корне после шипящих». Объяснить написание. Привести примеры слов с данной орфограммой, записать их.
- Распределительный диктант. Учащиеся комментируют правописание. Записать в
первый столбик слова с орфограммой в корне, а во второй с орфограммой в окончании:
чёрный, плащом, свечой, чёрствый, товарищем, лучом, жёсткий, жёлудь, пчёлы,
решётка, шорох, шёпот, стражей, дешёвый, ключом.
- Найти в тексте слова с чередующимися гласными. Привести примеры слов с корнями ЛАГ // ЛОЖ, РАСТ (РАЩ) // РОС, КОС // КАС, ГОР // ГАР. Учащиеся комментируют правописание/
9. Фонетика. Фонетический разбор слова ЯРКИЙ /Третий ученик у доски/ (3мин.)
10. Словообразование. (3 мин.)
- Из текста подобрать слова к схемам:
корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс;
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.
- Найти слово, у которого нет и не может быть окончания.
- Определить, каким способом образованы слова:
задрожало, сонный, небосклон.
11. Лексическая работа. (3мин.)
- Подберите синонимы к слову золотой.
- Найдите лишнее: изумрудный, малахитовый, коралловый, салатный.
12. Пунктуационный разбор предложений. (5мин.)
- Найдите союз И. В каком предложении он соединяет части сложного предложения?
Составьте схемы предложений.
- Объясните постановку знаков препинания при прямой речи
13. Работа по развитию речи. Мини – сочинение. По окончании работы 2-3 сочинения прочитываются) (15 мин.)
Описание природы в любое время года с использованием сравнений, метафор, эпитетов, олицетворений.
14. Подведение итогов урока. (3мин.)
15. Домашнее задание. Выучить стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» наизусть. Написать отзыв о стихотворении (3мин.)