Автор Тема: Архитектура Москвы  (Прочитано 238722 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #18 : 23 января 2017, 20:08:37 »



Федор Осипович Шехтель (26 июля (7 августа) 1859 г. Санкт-Петербург, Россия – 7 июля 1926 г., Москва, Россия) – архитектор, график, сценограф. Считается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. Награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава.


Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.

Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году.

В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.

В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».

В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.

Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.

В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском.

Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.

В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.

В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.

В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор.

Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.

Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.

Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.

Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #17 : 23 января 2017, 20:01:18 »
Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа — архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх. Первые эскизы планировки Смоленской площади для нового здания были созданы в 1946 году. В январе 1947 года появилось постановление о строительстве в Москве высотных зданий, и работа началась. Рассматривалось несколько вариантов проекта разной этажности. От правого, южного крыла здания должен был начинаться новый проспект Смоленская площадь – Дворец Советов шириной 42 метра. Его предполагали пробить прямо через переулки и кварталы между Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Арбат должен был превратиться в большую улицу шириной 33 метра.

20 января 1949 года был одобрен технический проект здания, а уже в апреле авторы были награждены Сталинской (Государственной) премией 1-ой степени. Ширина фасада нового дома по Смоленской площади была принята в 160 метров. Высота центральной части дома 27 этажей, крыльев по 15, а боковых корпусов 6 этажей. Авторы считали, что такое ярусное построение здания соответствует традициям русской архитектуры. Цоколь и нижние части стен МИДа облицованы красным гранитом «карлахти», порталы входа со Смоленской площади выполнены из серого гранита «коростышево» и корабчеевского известняка, основной объём облицован керамическими блоками.

Здание МИДа сдано в эксплуатацию летом 1953 года, позже была достроена дальняя часть правого корпуса. Большое количество чертежей здания использовалась впоследствии при строительстве Дома науки и культуры в Варшаве, весьма нелюбимого польским обществом.

Проект здания МИДа не предусматривал завершения в виде шпиля. Вместо него авторы планировали поставить ряд сложных зубцов с обелисками по углам. Существует легенда, объясняющая появление шпиля. Якобы, когда стройка находилась на завершающем этапе, мимо неё проезжал И. В. Сталин. Глядя на строительство, он заметил, что для русской архитектуры характерны остроконечные завершения. Немедленно был выполнен проект шпиля. Для облегчения конструкции его сделали из металла, окрашенного под цвет здания.

Возможно, что появление шпиля связано с желанием сделать дом более индивидуальным. Без шпиля оно слишком похоже на административные здания США первой половины ХХ века, что считалось недопустимым.





Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #16 : 22 января 2017, 20:44:01 »
Дом З.Перцевой в Соймоновском переулке, неорусское направление модерна:
(1905-1907, проект - арх. Н.К.Жуков, худ. С.В.Милютин; постройка - арх.Б.Н.Шнауберт, инж. П.Н.Перцов)





его фасад со стороны Пречистенской набережной:



Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.


Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.


Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.


Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.


Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.



Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.




При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.


В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.





Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.



« Последнее редактирование: 22 января 2017, 20:46:25 от Maria Arsenovna »

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #15 : 21 января 2017, 22:33:16 »
Московский модерн прекрасен. не устаю  любоваться им,  когда  гуляю  по городу
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #14 : 09 января 2017, 10:00:54 »
Улица Сретенка  1925- 1926гг.


Не узнаваемая....

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38340
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #13 : 30 декабря 2016, 14:02:55 »
Особняк Арсения Морозова

Белокаменный дворец с массивными резными балконами принадлежал купцу Арсению Морозову, одержимому страстной идеей вписать свое имя в историю. Побывав в Италии и Португалии, он захотел воздвигнуть особняк в мавританском стиле, и в 1894 году реализовал свою идею с помощью архитектора Виктора Мазырина. Морозов собственноручно рисовал элементы декора — раковины и замысловатые закрученные узоры. Ассиметричное здание в виде подковы сочетает влияние различных архитектурных стилей: неомавританского, китайского, итальянского стилей, модерна, классицизма, романтизма, ампира, португальского стиля «мануэлино. Над особняком был разбит висячий сад. Интерьер крайне колоритен: некоторые комнаты убраны в стиле ампир, другие — барокко, готические и восточные веяния также отмечаются во внутреннем убранстве здания. В послереволюционное время в Доме Морозова находился и передвижной театр и разнообразные посольства: Японии. Великобритании, Индии. С 2006 года, после тщательной реставрации, особняк является официальным домом приема Правительства РФ.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38340
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #12 : 28 декабря 2016, 00:04:16 »

Дом Льва Кекушева

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38340
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #11 : 17 декабря 2016, 23:52:51 »
ГУМ (аббревиатура от «Государственный универсальный магазин», до 1921 года — Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Здание, построенное в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры федерального значения.

На месте обветшавших лавок XVIII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было[3]. После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38340
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #10 : 14 декабря 2016, 23:32:07 »

Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий города.
«    На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3116
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #9 : 14 декабря 2016, 08:47:04 »
Интересно только, какой конкретно рынок... Саму надпись "Центральный рынок" я вижу каждый день...

Вот его и откроют

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14104
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #8 : 13 декабря 2016, 16:42:29 »
Скоро там рынок откроют вместо сортира.... :good:
Интересно только, какой конкретно рынок... Саму надпись "Центральный рынок" я вижу каждый день...

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3116
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #7 : 13 декабря 2016, 07:07:22 »
Еще бы Рождественский бульвар в порядок привели бы... А то ларьки убрать - легко. А восстановить чугунные ограждения, засеять газон, посадить деревья, избавить от мерзотного строительства... Слабо!

Скоро там рынок откроют вместо сортира.... :good:

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14104
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #6 : 12 декабря 2016, 10:56:24 »
Радует, что в Москве убрали бесконечные торговые павильоны и ларьки, которые загромождали все подходы к станциям метро. В частности, обрела свой первоначальный вид Тургеневская площадь и станция метро Чистые пруды, ближайшая к нашей частной школе в самом центре Москвы.
Еще бы Рождественский бульвар в порядок привели бы... А то ларьки убрать - легко. А восстановить чугунные ограждения, засеять газон, посадить деревья, избавить от мерзотного строительства... Слабо!

Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 803
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #5 : 11 декабря 2016, 19:22:40 »
Радует, что в Москве убрали бесконечные торговые павильоны и ларьки, которые загромождали все подходы к станциям метро. В частности, обрела свой первоначальный вид Тургеневская площадь и станция метро Чистые пруды, ближайшая к нашей частной школе в самом центре Москвы.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38340
    • Просмотр профиля
Re: Архитектура Москвы
« Ответ #4 : 11 декабря 2016, 18:38:40 »
Какие здания восстановили в Москве в 2016 году?
А действительно, sanora,  какие? :)

 
.