Федор Осипович Шехтель (26 июля (7 августа) 1859 г. Санкт-Петербург, Россия – 7 июля 1926 г., Москва, Россия) – архитектор, график, сценограф. С
читается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. Награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава.
Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.
Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году.
В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.
В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».
В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.
Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.
В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском.
Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры».
В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.
В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.
В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор.
Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.
Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.
Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.