ТРАДИЦИИ КРАСОТЫ ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЯ АРТУРАЭпоха средневековья подарила нам образ «Прекрасной Дамы», но если у нее есть конкретное имя, то это Джинерва. Королева Джинерва, супруга легендарного Артура, самая прекрасная и нежная героиня самого знаменитого любовного треугольника, ибо ее любил Первый Рыцарь сэр Ланселот Озерный. Даже если вас совершенно не интересуют старинные британские сказания, поскольку вы видели их в фильме, где Артура играл Шон Коннери, Ланселота – Ричард Гир, а юную королеву, выбиравшую между долгом и любовью, – Джулия Ормонд, думаем, вам всё равно будет интересно узнать, как же на самом деле выглядели Артур, его супруга и соперник короля Артура, как ухаживали за собой в те времена и чем пленяли своих возлюбленных… Именно об этом мы хотим открыть вам правду.
Начнем с небольшой исторической справки. Итак, Джинерва и Ланселот – личности, безусловно, легендарные. Легенда, красивая старая легенда. А вот с Артуром сложнее. Скорее всего, его прототипом стал бриттский полководец (со временем произведенный поэтами в «короли»), живший в начале шестого столетия и одержавший ряд побед над стремившимися завоевать Британию германскими племенами саксов и ютов. Возможно, его даже звали именно Артуром, а его вероятная могила (согласно легенде, умирающего от ран Артура феи унесли на волшебный остров Авалон, с которого он вернется, когда Британия окажется в опасности) обнаружена английскими археологами.
Если коротко суммировать все сказания, то Артур был женат на Джинерве, принцессе, богатой наследнице и просто красавице. В своей столице Камелоте Артур собрал самых славных и благородных рыцарей, с которыми пировал как равный за Круглым столом (на приданое жены, кстати). Первым Рыцарем среди них был сэр Ланселот Озерный (его воспитала Дева Озера). Несмотря на клятву верности Камелоту, безумная любовь связала сэра Ланса и королеву. В одних вариантах легенды любовь эта была возвышенной и чистой, Ланселот сражался за свою Даму на турнирах, защищал ее во время отсутствия супруга. А она… она мечтательно вздыхала… В других легендах отношения этой парочки были не такими уж платоническими.
Согласно известной всем экранизации, после гибели Артура Джинерва отвергла брачное предложение Ланселота и удалилась в монастырь, ее опечаленный возлюбленный также принял постриг. На самом деле все эти события происходили, когда рыцарей и даже королей не было и в помине, когда под ударами диких «варварских» племен рушилась античная цивилизация, а средневековье еще не наступило.
В течение нескольких столетий, с начала нашей эры до 409 – 410 годов, Британия находилась под властью римлян, самой культурной, аккуратной и ухоженной нации того времени. Коренные жители покоренных легионами областей – бритты подверглись довольно сильной романизации, то есть переняли римские обычаи, одежду, некоторые правила поведения и эстетические воззрения. На бывших «римских» территориях раскопаны дома с канализацией, водопроводом, «удобствами» не во дворе и ванными комнатами с теплыми полами. Римские термы-бани, пусть не такие огромные и роскошные, как в столице Империи, были для бриттов нормой жизни. К сожалению, силы Рима таяли с каждым часом, речь шла уже о защите Италии, когда войска были выведены из совершенно не собиравшейся освобождаться от «порабощения» земли бриттов. Более того, бедолаги даже не раз требовали возвращения легионов для защиты от «диких» переселенцев, не знакомых с благами цивилизации. «Мы между варварами и морем!» – в отчаянии писали они, но помощь не пришла. Вместо римлян появился Артур и еще целый ряд вождей, организовавших сопротивление бриттов германскому вторжению.
Очень важный момент: тогда в обществе представлял семью прежде всего мужчина, поэтому мужчины должны были выглядеть богаче, ярче своих жен и дочерей. Женщины ценились за красоту, но она была «для внутрисемейного» потребления. Нередко даже барды не знали, как на самом деле выглядит Дама, о которой они поют. Кстати, о дамах и любви тогда пели редко, самым популярным мотивом считались кровавые сражения, говоря нашим языком – «боевики». Артура запомнили за военные победы, а уже потом, в веке одиннадцатом-двенадцатом, мода изменилась и литераторы додумали «любовную линию».
Что касается нашей с вами темы, то бритты, согласно римским обычаям, часто мылись, чистили ногти, пользовались разнообразными средствами для мытья и смягчения кожи тела. Массаж был делом повседневным, редкое посещение бани обходилось без него. Люди жили большими семьями, так что профессионалов не приглашали, просто каждый знал элементарные навыки и всегда был готов помассировать отца, сына, брата…
Максимально тщательно мужчины ухаживали за своими волосами. Густая длинная шевелюра считалась знаком особой мужественности и силы. Имелись отдельные гребни для «локонов» и специальные для бород. По праздникам завивались горячими щипцами. Римский обычай коротко стричься почти не прижился в этих местах. Зато наиболее практичные товарищи носили две «классические» косы. Ученые предполагают, что средства для волос: примитивные шампуни, маски, ополаскиватели – были самыми популярными видами бриттской косметики.
Дамы следили за волосами несколько меньше. Ведь они не имели права носить их распущенными. Самой популярной женской прической были косы, их редко оставляли висеть по спине, обычно закручивали в разнообразные пучки. Складывали вдвое, втрое, крепя на затылке кончики. Причем косы могли не расплетать по несколько дней, время экономили и силы…
Почти всё общество пользовалось парфюмерией, аристократия – привозной, люди попроще – сухими духами из местных растений.
Кремы для рук и лица мужчины не использовали. Это был удел женщин. Правда, постепенно все эти «препараты» деградировали: одно дело, когда римляне жили здесь и регулярно знакомили «местных провинциалов» с последними столичными новинками, и совсем другое, когда «столичных штучек» больше нет и косметику приходится готовить собственными руками на родной кухне.
Помните Астерикса и Обеликса? А волшебное зелье, которое им варил друид? Друидизм – как раз религия бриттов и других кельтских народов. Так вот, друиды низшего ранга занимались врачеванием и попутно вполне могли изготавливать и косметику. Кроме того, постепенно в Британию проникали христианские священники и монахи, в то время почти все они поголовно еще и медики, фармацевты, следовательно, обеспечение знати шампунями и кремами было их прямой обязанностью.
А вот что почти совсем исчезло, так это макияж: ни помады, ни туши, ни пудры у королевы Джинервы не было и в помине. С одной стороны, становившаяся всё более популярной христианская религия относилась к ним резко отрицательно, считала греховными; с другой – неодобрительно косились консервативные друиды. Модным среди бриттов считался здоровый цвет лица. Белую кожу и яркий румянец им обеспечивали частые прогулки на свежем воздухе: то на охоту, то на массовый праздник, принесения жертв богам например, или на тризну по павшему герою, или еще на какой-нибудь пир длиной в пару-тройку суток. И всё под открытым небом.
Основным сырьем для косметики служили растения: дуб, ромашка, вереск, мать-и-мачеха, тысячелистник, венерин башмачок… Зайдите в любую современную аптеку – и вы увидите на полках полный их перечень. Для мытья активно использовалась зола из лекарственных трав. Есть упоминание об изготовлении зимой льда из настоев трав, тоже для косметических целей.
Еще с римских времен славились «лечебные» минеральные воды из источников, например вблизи современного Бата. Впрочем, почти в каждой области обязательно был свой «волшебный» источник. И до «курорта» можно было добраться за день пешком.
Позволим себе небольшое отступление: чуть позже многие из этих источников были приняты под крылышко христианской церкви и объявлены святыми. Около них строились монастыри с обязательными монастырскими лечебницами и странноприимными домами – своеобразными гостиницами для жаждущих духовного и физического обновления паломников. Прямой оплаты в таких заведениях не брали, но взнос (пожертвование) на благо обители являлся обязательным. Почему его не регламентировали? Потому, что все действительно давали по максимальной возможности – обманывать Бога жители средневековой Европы не решались.
Но вернемся в шестой век. Перетопленные животные жиры, благо леса кишели дичью, служили основой для смягчающих и защищающих кожу от ветра и мороза средств, а также для anti-age уходов. Согласно еще не утерянной римской традиции все «препараты» имели узкую специализацию. Они делились на моющие, защитные (чаще всего использовались в холодное время года), увлажняющие (для теплого времени) и лечебные (для заживления кожи, к ним примыкали аналоги современных средств против старения). «Линия» обычно состояла из средства для умывания, средств для теплой и холодной погоды + лечение в виде мази, наносившейся на отдельные участки лица (тела), или маски (обертывания). Это для аристократии. Народ попроще использовал всё то же самое, только без специального препарата для умывания (обходились водой) и без масок и обертываний.
Скрабы, хорошо известные римлянам, видимо, практически в Британии не использовались. Есть версия, что это связано с гораздо более суровым климатом, когда лишнее травмирование кожи может быть для нее пагубным, а не полезным.
Только самые состоятельные бритты могли позволить себе тратить на изготовление косметики жир в те времена еще редких и таких дорогих домашних животных и молочные продукты. Что можно было съесть, то на «красоту» не переводили.
Люди обоего пола носили сразу несколько прямых рубах: дамы – до пола, мужчины – до колен. Нижняя одежда изготавливалась из льна, верхняя – из шерсти или шелка (последний могли себе купить лишь единицы), подол часто украшался шитьем. Мужчины надевали брюки, не облегающие и не слишком широкие. В холодное время – парочку. На ноги все поголовно натягивали высокие носки, почти как современные гольфы, нередко под коленом их закрепляли ленточками – примитивными «подвязками». Из обуви преобладали сапоги без каблука: укороченные, чуть закрывавшие лодыжку, – на каждый день; до колена – на время боя, в путешествие или зимой. Дамы носили еще и комнатные «туфли» из мягкой кожи.
Одежду подпоясывали узкими, состоящими из нескольких переплетенных шнуров поясами, украшенными многочисленными металлическими деталями, по возможности из серебра с чеканкой и драгоценными камнями. Мужчины – по линии талии, женщины – чуть ниже и по бедрам. При этом сильный пол свою фигуру максимально подчеркивал, а дамы старались целомудренно драпироваться, с этой целью их наряды намеренно были значительно шире мужских.
На поясе бриттки могла висеть небольшая сумочка – с платком, принадлежностями для шитья, огнивом, игрушкой для ребенка или кремом для рук, сухими духами… Бритт же пристегивал к талии ножны: слева – с мечом, справа – с кинжалом или охотничьим ножом. Деньги при себе в будни никто не носил, ими редко пользовались, ну не чаще раза в месяц… Ведь покупать было практически нечего, большинство товаров обменивалось на другие товары. Времена бартера.
Вне дома поверх накидывался плащ, который мужчины на левом плече застегивали крупной брошью – фибулой, чтобы максимально легко и быстро вытащить из ножен меч. Дамы предпочитали на улице полностью закутываться и застегивали уличную одежду спереди. Зимой плащи подбивали мехом, если меха не хватало, бритты утеплялись при помощи коротких полушубков или длинных меховых жилетов.
Внешность типичного бритта: высокий рост, светлые (но не белесые, как у скандинавов) волосы и глаза – также сохранилась в легендах и послужила основой для средневекового эстетического идеала. Что касается фигур, то в дамах ценили нечто среднее между стройностью и «пухлостью»; от мужчин требовали высокого роста, максимально развитой мускулатуры, широких плеч, бычьей шеи, крепких ног и рук и… объемистого пуза в качестве подтверждения участия во многих славных пирах в честь великих побед. Вообще, переедать и перепивать (крепкие напитки) среди знати считалось хорошим тоном и показателем богатства. Примерно так же, как сейчас иметь дорогую машину и хорошие бриллианты.
С той же целью и дамы, и мужчины носили не только массивные яркие броши, но и кольца, браслеты, ожерелья. Дамы – в виде бус, воины – в виде массивных литых деталей, соединенных между собой цепочками и инкрустированных драгоценными и полудрагоценными камнями. Вне дома многие женщины покрывали голову широким платком. Его можно было замотать вокруг шеи или оставить висеть за плечами. Нередко он держался при помощи богато украшенного обруча – кольца, охватывавшего голову чуть выше или посередине лба. Сейчас мы могли бы принять такие обручи за корону.
Но вернемся к королевской чете. Итак, Артур и Джинерва были одеты в прямую одежду, носили много ювелирных изделий, хорошо пахли, имели чистые волосы, примитивный маникюр и вполне могли походить на Шона Коннери и Джулию Ормонд, таких, какими они предстали в «Первом Рыцаре». Увы, Ричарду Гиру, столь эффектному и романтичному в стальных латах, попади он ко двору настоящего Артура, пришлось бы переодеваться. Ведь доспехи изобрели несколько столетий спустя. А пока в бой надевали куртки и шлемы из толстой кожи, обшитые металлическими бляшками. Блестящих щитов с яркими гербами и закрывавших лицо шлемов, увенчанных перьями, тоже не было. Сражаться приходилось пешими. Словом, ни Артур, ни остальные рыцари Круглого стола на рыцарей в нашем понимании этого слова не походили.
К сожалению, очень скоро эпоха Артура окончилась. Бритты были побеждены саксами, большинство знати погибло, остальное население было ассимилировано, став основой для нового народа – англосаксов. Оставшиеся в руках родственных бриттам кельтских народов Уэльс и Шотландия не знали их высокой утонченной культуры, наследницы античного Рима. Завоеватели-саксы не сумели ее оценить и перенять. Бани и парфюмерия, щипцы для волос и кремы для рук на несколько столетий оказались забытыми. Их практически пришлось изобретать заново, когда предки нынешних англичан доросли до того уровня, когда люди нуждаются в ухоженных волосах и чистых ногтях, иначе говоря, когда «варварство» переходит в «цивилизацию».