Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 117970 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Материалы об Островском  и   Москве того периода для  3 части
(сокращать и  адаптировать)
1. А. Н. Островский - московский драматург
А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже...»
Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам... Москва нам мать!»


2. Герои пьес Островского
Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора - «Картина семейного счастья» - целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».
 
3. Быт и нравы современников в пьесах Островского
Основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.
Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...»).
4. Чиновники и купцы в пьесах Островского
Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон - до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).
В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).
 



5. Пьесы Островского - энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», - убеждает свою жену Жадов.
Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы - подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.
Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.







Долгое время Замоскворечье было московским предместьем.
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался
много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного,
ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными
деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными
садами да живописно разбросанными среди них
многочисленными церквами (во времена Островского в
Замоскворечье было 67 церквей.
Теперь осталось только 40, причём некоторые-в руинах).
Купеческие семьи во времена Островского жили замкнуто
по домостроевским правилам, которые строго определяли и
иерархию в семье, и взаимоотношения между
родственниками, а ещё расписывали, как должен вести себя
человек в той или иной ситуации.
Именно в "Грозе" недовольная Кабаниха выговаривает своей
невестке Катерине, которая, прощаясь с мужем, уезжающим
ненадолго, бросается к нему на шею, тогда как по
домостроевский законам должна в ноги ему упасть,
выслушать все наставления мужнины о том, как ей жить без
него, а потом плакать и причитать), чтобы все соседи
слышали, как она горюет-убивается по поводу разлуки с ним.
Впервые о том, как живёт купечество, читатели и зрители
узнали из пьес Островского, многие из которых посвящены
этому сословию.
Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали,
что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве,
зачастую в Замоскворечье.
Он знал Москву, Замоскворечье вместе с их буднями и
горестями, праздниками и ненастьями.
Он прекрасно осведомлён о всём, что творится не только
на площадях, но и маленьких переулочках.
Так что своих купцов, их нравы, их жизненный уклад
Островский рисовал практически с натуры.
Его современники, друзья по праву дали ему прозвище
Колумб Замоскворечья.



Замоскворечье
Замоскворечье – один из самых старых районов Москвы. Начинает застраиваться с XIII века. Расположен в излучине Москвы-реки и делится Садовым кольцом на две части: историческую и промышленную. Границами Замоскворечья выступают улицы: Большая Ордынка и Балчуг, Серпуховская площадь, Космодамианская и Раушская набережные.
Долгое время Замоскворечье было московским предместьем. Первое документальное упоминание о Заречье относится к 1365 году. В этой местности со времен правления сына Дмитрия Донского, князя Василия Дмитриевича, располагались княжеские, а позднее и царские сады. Район расположился в южной части кремля, в низине и часто страдал от набегов врагов, наводнений и пожаров. Названия улиц Замоскворечья (или Заречья) отражает эту непростую историю: Большая и Малая Ордынки, по которым везли дань в Золотую орду, Болотная площадь и набережная, которые затапливались во время наводнений. В 1493 году грандиозный пожар перекинулся на Кремль и сжег его, что способствовало постройке каменных стен Кремля и послужило перестройке и укреплению Заречья.
В XVI веке в Заречье одна за другой стали появляться ремесленные слободы - садовников (по приказу князя Василия Дмитриевича здесь был разбит "государев сад"), кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), ордынцев (государевых людей, возивших дань в Орду), толмачей (переводчиков), кузнецов, кожевников, казаков. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц: Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица и др.) На окраине Заречья казанские и ногайские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные (и Монетчиковские) переулки около Земляного Вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе. Начиная с 1550 года, Иван Грозный устроил в Замоскворечье несколько стрелецких слободок, которые расположились на месте нынешнего Климентовского переулка. Оборонительная функция оставалась главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен...
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного, ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами. Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А.Н. Островским, прозванным «Колумбом» Замоскворечья.
В 1861 году в России было отменено крепостное право, что привело к значительным переменам в экономической жизни страны. Стали развиваться фабрики и заводы, улучшилось благосостояние населения. Благодаря этим событиям, кардинально изменился и образ жизни русского купечества. Появляются первые меценаты, покровительствующие культуре и искусству. Именно с Замоскворечьем связаны имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, а также деятелей литературы, живописи, музыки, театра. Здесь жили и творили: великий русский композитор П.И. Чайковский, классики отечественной словесности Л.Н. Толстой, А. Григорьев, А.А. Фет, М. Пришвин, А.П. Чехов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и другие.
Знаменитый французский поэт Теофил Готье так писал о Замоскворечье XIX века: «Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание»
XX век внес свои коррективы в облик Замоскворечья. В 1920-е годы Якиманка была полностью перестроена, соединив Замоскворечье с центром города. От старой Якиманки осталась лишь церковь Иоанна Воина (18 век) и дом купца Игумнова (нынешнее посольство Франции). В 1931 году был построен знаменитый Дом на набережной – грандиозный жилой комплекс для членов Правительства, со всеми необходимыми службами. По замыслу архитектора здание было темно-красным, как и Кремль, но в итоге его построили угрюмо-серым. К комплексу Дома на набережной принадлежит и кинотеатр Ударник и нынешний Театр эстрады. В этом доме жили и многие знаменитости, в числе которых Герой социалистического труда А. Стаханов. В 1934 году снесли красивейшую церковь Параскевы Пятницы, от которой пошло название улицы Пятницкой. На месте церкви построили станцию метро Новокузнецкая. Но в сравнении с другими районами Москвы, архитектурный облик Замоскворечья сохранился достаточно хорошо. В 1960-1970 годы улицы Пятницкая, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая, расположенные в пределах Садового кольца были признаны заповедными зонами.








Удивительное Замоскворечье
Огромная часть Москвы, расположенная прямо напротив Кремля, называется Замоскворечьем. Низкий берег Москвы-реки исстари страдал от весенних разливов, поэтому московские князья предпочитали для жилья высокий противоположный берег. Здесь же были прекрасные хозяйственные угодья – княжеские заливные луга. Замоскворечье с Белым городом соединяли мосты. Большой Москворецкий мост в его современном виде был построен в 1938 году. Инженер - В.С. Кириллов, архитекторы - А.В. Щусев и И.Г. Сардарьян. Длина с подходами - 554 м, ширина - 40 м. Мост трехпролетный, выполнен из монолитного железобетона, высоко поднят над водой для пропуска речных судов. Отсюда - с Большого Москворецкого моста - отходят две дороги, две улицы – Большая Ордынка и Пятницкая. Словно лук и натянутая тетива, лежат они на плане этого истинно московского района, такого удивительного по истории и обычаям. Отсюда к Белокаменной приходило и богатство, и разорение. По Замоскворечью проходили торговые пути - главные артерии, по которым стекались товары из южных земель. Но они же приводили к стенам города врагов: эти земли постоянно подвергались набегам степных кочевников и литовцев.
Малый Москворецкий мост переводит нас через Водоотводный канал или, как называли его когда-то москвичи, через «канаву». Русло канала проходит по заболоченной низине, бывшей когда-то староречьем и образует своего рода петлю, которая превращает одну часть Замоскворечья в остров.

Вправо от Москворецкого моста уходит Софийская набережная, которая получила свое название от церкви святой Софии, построенной в конце 17 века. В старину эту местность называли Садовниками. По летописному сказанию в 1943 году за Москвой-рекой случился пожар, и огонь перекинулся на Кремль. Чтобы впредь такого не повторялось, царь приказал снести дома за Москва-рекой и разбить сад. В 17 веке здесь выращивали овощи и фрукты для царского стола. На месте этого сада в 18 веке находилась одна из первых московских мануфактур – Суконный двор. С 1780 года набережная застраивалась каменными домами. В одном из них жил знаменитый московский архитектор Василий Иванович Баженов. А в 1860 году здесь был построено Кокоревское подворье, или, как попросту называли его в Москве, «Кокоревка» – по имени его устроителя, Василия Кокорева. Здесь располагалась гостиница, ресторан и торговые склады, которыми пользовалась вся столица. В «Кокоревке» подолгу жили многие известные люди: Чайковский, Репин, Крамской, Мамин-Сибиряк, Верещагин. Здесь же была и Кокоревская галерея, включавшая более 500 картин. Сам Василий Александрович Кокорев был одним из известнейших людей того времени. Купец первой гильдии, миллионер, державший в своем ведении почти весь торговый оборот столицы. Его имя имело огромный вес не только в сферах экономики, но  культуры и политики России второй половины ХIХ века. Кокорев принадлежал к тем редким людям, которые были способны определять историю развития государства. Умница и безусловный талант, он написал ряд книг и брошюр о занятиях коммерцией.



На улице.

И все же Замоскворечье всегда было другой стороной Москвы, а вернее – «страной». «Страной, никому до сего времени в  подробностях неизвестную, и никем еще из путешественников  не  описанную... Страной, что по официальным известиям,  лежит прямо против Кремля... До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их,  язык,  нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности..» - так  писал великий драматург Александр Николаевич Островский в своих «Записках замоскворецкого жителя». 


У Дома-музея А.Н. Островского, ул. Малая Ордынка, 9.

Когда-то это был просторный дом со множеством пристроек и флигелей, сдававшихся жильцам, и тенистым садом. Его купил отец писателя, Николай Федорович Островский. Сын священника, он закончил Московскую духовную академию. Но промыслу священнослужителя предпочел карьеру чиновника и преуспел в ней так, что добился не только материальной независимости, но и положения в обществе, и дворянского звания.


Здесь 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года  родился Александр Николаевич. В то время Замоскворечье представляло собой тихую «гавань» московского купечества. Основная торговля велась в «большом городе». А здесь за рекой текла домашняя жизнь.  «Длинные деревянные заборы, бесконечные сады, ворота на запоре, за воротами псы. Целый день, особенно в будни, ни пешаго, ни проезжаго. Ворота заперты, окна закрыты, занавески спущены. Особенность улицы составляет ея охранитель будочник, который днем обычно сидел на пороге своей будки и, мирно поставив около себя алебарду, тер табак, а ночью постукивал в чугунную доску и временами кричал на всю улицу: «посматривай». Так описывает Замоскворечье сам очевидец. Эти же картины видим мы и на страницах его пьес, и на театральной сцене.


Больше всякой иной части Москвы Замоскворечье способствовало репутации столицы, как «большой деревни».

 

«За воротами дома также тихо и однообразно. Чисто выметенный двор, до того огромный, что на нем можно выстроить свободно эскадрон кавалерии. Большой сад, в нем рдеют пионы, прозябает клауфер, цветут бархатцы, анютины глазки; десятка два яблонь белаго налива, несколько кустов крыжовника и смородины. В доме чистота в нежилых комнатах, где принимают гостей, и духота, неряшливость в жилых. Мебель тяжелая, краснаго дерева; в углу киот; на стенах часы с боем; в окошке клетка с канарейкой».


Да и местное население отличалось, скажем, от жителей Тверских улиц или Таганки. Одной из особенностей жителей Замоскворечья с давних пор была любовь к скворцам. А.Н. Островский даже считал, что именно обилие скворечен, а не только географическое положение относительно реки, дало название этому месту.


Из Замоскворечья берет начало тот самый московский говор, подслушанный драматургом в выкриках уличных торговцев, в бытовых разговорах, подмеченный в названиях улиц и городских урочищ, а затем вложенный в уста героев его пьес.


В доме, где родился А. Н. Островский, был в 1984 году открыт музей. Его коллекция  состоит из личных вещей драматурга, его семьи и друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.

История создания пьесы Бесприданница
«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.
Пьеса впервые опубликована в журнале «Отечественные записки»
В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.

Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40». Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Наконец, осенью 1878 года пьеса была закончена. В те дни драматург сообщил одному из знакомых актёров:

    Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.

Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого, а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками[2]. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Новый черновой вариант Клуба 1 ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Материалы по сборнику -2018 прошу выкладывать сюда.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев
Говорил человек,  который пол-жизни говорил по-французски... :facepalm:

Оффлайн Лидия

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 12855
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Оффлайн Лидия

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 12855
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Во век отеческим языком не гнушайся,
И не вводи в него
Чужого, ничего;
Но собственной своей красою украшайся.

А.П. Сумароков
Порча языка. Соч., т. VII, стр. 163

 
Метальный, звонкой, самогудный,
Разгульный, меткий наш язык!

Н.М. Языков


 

Язык есть исповедь народа:
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...

П.А. Вяземский

 

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

"Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое".
И.А. Крылов

"… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум".
В.Г. Белинский

"Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино".
Н.В. Гоголь

"Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут".
И.А. Крылов

"Услужливый дурак опаснее врага".
И.А. Крылов


Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

«Мертвые души» Гоголя - удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не беспощадный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность... Грустно в мире Чичикова, так, как грустно нам в самом деле; и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее. Но веру эту отрицать нельзя, и она не просто романтическое упование на небеса, а имеет реалистическую основу: кровь как-то хорошо обращается у русского в груди".
А. И. Герцен

"Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы, русской поэзии..."
В. Г. Белинский

"Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился..."
А. С. Пушкин

"Человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!"
И. С. Тургенев

 «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».
Классик французской литературы XX века Анри Труайя

"Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество".
Н.В. Гоголь "Шинель"

"Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".
Н.В. Гоголь "Шинель"

"Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень".
Из письма К. С. Аксакову, март 1841, Рим

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Александр Сергеевич Грибоедов

«Мало надеюсь на свое умение, и много – на русского Бога. Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю. Я два месяца как женат, люблю жену без памяти, а между тем бросаю ее здесь одну, чтобы поспешить к шаху ...»
Писал русский посол Александр Грибоедов, отправляясь туда, откуда он не вернулся живым.

«Только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В Русской Церкви я в Отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, Ярославе, в Киеве, Новгороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в Церкви, – а я хочу быть русским!»
А. Грибоедов Фаддею Булгарину

“Не поздравляйте меня с этим назначением: нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг и никогда не подарит он мне туркманчайского договора”
А. Грибоедов А. А. Жандру

«Кровь сердца всегда  играла  у него на лице. Никто не похвалится  его лестью; никто не дерзнёт сказать, будто слышал от него неправду. Он мог  сам  обманываться, но  обманывать  - никогда…»
А.А. Бестужев

«Человек, сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным  и равнодушным, но вместе с тем  в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел  и не мог ничего делать наполовину»
К.А. Бороздин

"Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой".
А.С. Грибоедов "Горе от ума"










Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Михаил Юрьевич Лермонтов

«Юный могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования»
В. Белинский

Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения».
Аполлон Григорьев

"Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно..."
А. Ахматова

"Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился, и если бы это не было очень лестно, то, право, меня бы огорчило..."
Из письма м. Лермонтова Святославу Раевскому. Санкт-Петербург. Март. 1837.

"Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, меня давят такие целостные натуры, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества..."
В.Г. Белинский

"Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…"
А.И. Герцен

"Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!.."
Ф.М. Достоевский

"Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».
А.И. Куприн

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
А.С. Пушкин
«Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга".
В. Брюсов

«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России, Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя Россия стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет».
Д. Мережковский

«Он победил и время и пространство»
А. Ахматова

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.»
А. Блок

«Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина»
И. Анненский

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю!.. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько… Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна»
Письмо Арины Родионовны к А.С. Пушкину

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Сборник (исправленный)
Здесь

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
26.07.2017
Предисловие
к учебно-методическому пособию «Как приспособить ЕГЭ и ОГЭ к реальной жизни».
Русский язык


     9 апреля 2016 года Правительство РФ утвердило Концепцию преподавания русского языка и литературы, которая направлена на подготовку ученика к реальной практической жизни в XXI веке. Концепция потребует соответствующих изменений в организации образовательного процесса в школах и, естественно, государственных экзаменов, оценивающих результаты этого процесса.
     Данное учебно-методическое пособие предлагает учебный материал, учитывающий факт существования ЕГЭ и ОГЭ, с одной стороны, и факт необходимости подготовки человека к реальной жизни с другой. Материал данного учебного пособия направлен на развитие навыков чтения и говорения.
     Цель данного пособия – провести ученика через серию аналогичных алгоритмизированных упражнений, с помощью которых можно заложить необходимую  базу, (состоящую из навыков ознакомительного публичного чтения, ответов на вопросы по предложенным текстам, говорения по предложенному плану) и одновременно подготовить его к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Эту часть мы назвали «алгоритм».
     Из алгоритма переходим в  «свободную речь», которая, как того требует обучение, базируется на предыдущем, добытом во время алгоритма, опыте.

     Занятие (80’) делим на две части.
Часть I.  Алгоритм, который включает в себя следующие упражнения:
     1. Прочитайте текст выразительно.
     2. У вас берут интервью. Ответьте на вопросы.
     3. Произнесите монолог по картинке с опорой на план.

     Осуществляется в ЛУРе (лаборатория устной речи, или лингафонный кабинет) соответственно методике, отработанной в Школе-ВУЗе для данного вида учебной деятельности.
Часть II. «Свободная речь».
     Обучение последней происходит во второй части занятия, для проведения которой учащиеся приглашаются в «Галерею психологической разгрузки»(или в читальный зал «Возвращаем человека к чтению»), где проводится занятие по «свободной речи» согласно уже проработанному материалу (прочитанному тексту, вопросам из интервью, монологу по картинке) + выражение точки зрения, высказывания, основанные на собственном опыте.

Домашнее задание

письменно:
а) вспомнить и записать текст, прочитанный на занятии;
б) вспомнить и описать картинку, проработанную на занятии.

устно:
а) подготовиться к выразительному чтению текста из «алгоритма», указанного учителем;
б) подготовить монолог по теме занятия на одну минуту звучания.
         Материал учебного пособия составлен с учетом индивидуального подхода к ученику, его подготовленности к данному этапу обучения и «разбит» на три группы – (С – для менее подготовленных учеников и начальной школы, В – для учеников средней школы,
А – для учеников старшей школы). CBА  означает, что материал может быть использован всеми группами.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля

 
.