Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 117898 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге в 1860 г. Его отец, Павел Егорович, был купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.
В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал для  журналов.
В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций.
В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова.  Еще во время учебы Чехов принимал больных. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.
Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов.
 В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».
   После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, художником Исааком Левитаном.

В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.

В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.

Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».

В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных.

В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.

Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер на лечение, где и умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив.

Фирс. Позавчера.

Гаев. Он плохо слышит.

Лопахин. Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная.

Пищик (тяжело дышит). Даже похорошела… Одета по-парижскому… пропадай моя телега, все четыре колеса…

Лопахин. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную.

Любовь Андреевна.
Я не могу усидеть, не в состоянии… (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна
(садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет.)

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна.
Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Гаев. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

Лопахин
(взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая… Способ тогда знали…

Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?

Фирс. Забыли. Никто не помнит.

Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?

Любовь Андреевна. Крокодилов ела.

Лопахин.
До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…

Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов. Рассказ "ПОСЛЕ ТЕАТРА"

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
«Вишневый сад»

     Пьеса Чехова «Вишневый сад» стала последней в его творчестве. Написанная в 1903 году, она была поставлена на сцене любимого им Московского художественного театра в 1904 г. и стала итогом раздумий о судьбах России.

Действие 1
Май 1904 года.
    Помещица Любовь Раневская с дочерью Аней возвращаются в Россию после 5 лет жизни за границей. Раневская и ее брат Гаев разорены, их имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги. Если не заплатить долги, через 3 месяца оно будет продано.
В доме у Раневской бывает богатый купец Лопахин. Его родители были крепостными у родителей Раневской. Лопахин своим трудом выбился в люди. Он советует Раневской вырубить сад и сдать землю в аренду под дачи (только так можно избежать разорения). Но Раневская и ее брат Гаев не хотят вырубать сад, символ их детства и молодости. Лопахин уезжает на 3 недели и советует хозяевам подумать.
Действие 2
3 недели спустя.
    Гаев и Раневская по-прежнему живут "на широкую ногу", обедают в ресторанах. Лопахин снова приезжает в гости к Раневской и в течение дня не раз напоминает Раневской и ее брату о вырубке сада. Те отмахиваются от Лопахина, надеясь на какое-то "чудесное" решение своей проблемы. При этом Раневская и Гаев ничего по сути не предпринимают. В конце дня Лопахин снова напоминает им, что 22 августа будут торги, поэтому им нужно решаться.
Действие 3
22 августа, день торгов.
    Раневская ждет новостей с торгов. Чтобы развеять грусть, она зовет оркестр и устраивает танцы. Наконец вечером Лопахин и Гаев приезжают с торгов. Лопахин сообщает, что имение продано на торгах. Теперь Лопахин - новый хозяин имения и вишневого сада.
   Лопахин жалеет Раневскую за ее глупость. Но сам он рад за себя, ведь теперь он - хозяин прекрасного имения и сада. Он просит оркестр играть громче. Раневская плачет.
Действие 4
Октябрь.
    Все обитатели дома готовятся уезжать. На заднем фоне слышно, как рабочие рубят сад. Раневская спешит на поезд, чтобы вернуться в Париж к своему возлюбленному-негодяю. Гаев собирается работать в банке. Варя, приемная дочь Раневской, едет работать экономкой к знакомым. Лопахин так и не решается сделать ей предложение. Аня, родная дочь Раневской, собирается учиться в гимназии.
   Все вместе в спешке уезжают на вокзал. Дом запирается до весны. В запертом доме остается старый лакей Фирс: его хотели отвезти в больницу, но в суматохе забыли о нем.


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов. Рассказ "ЖАЛОБНАЯ КНИГА"

 

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов. Рассказ "АХ, ЗУБЫ!"

 

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов. Рассказ "УШЛА"

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Предложение по сборнику (авторы)

1. Чехов А.П. (рассказы).
2. Чехов А.П. (пьеса "Вишнёвый сад")
3. Горький ("Детство")
4. Горький (пьеса "Дачники")
5. Блок,  Есенин,  Маяковский.
6. Поэты Серебряного века (Ахматова, Бунин и др) - антология
7. Толстой А. ("Хождение по мукам")
8. Шолохов М. ("Поднятая целина")
9. Шолохов М.("Они сражались за Родину")
10. Бондарев Ю. ("Горячий снег", "Берега").
11. Стихи  о войне ( Твардовский, Симонов  и др.)
12. Поэты 60-ки (Р.Рождественский,  Е.Евтушенко,  А.Вознесенский, Б. Окаджава и др.)
13. Паустовский, Астафьев, Распутин...

___________________________________________

Резерв: Булгаков "Белая гвардия",  "Мастер и  Маргарита"
             Зощенко. Рассказы
             Федин "Необыкновенное лето"

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Клубы (по паре большие-маленькие)

1 четверть -  4 клуба + 28 (итог или резерв))
2 четверть - 3 клуба + 30 (праздник)
3 четверть - 3 клуба + 24(последний день)
4 четверть - - 3 клуба ( + 19 итог или резерв)
______________________________________________
Итого: 13 клубов + 2 резерв

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38353
    • Просмотр профиля
Количество клубов в 20/21 учебном году:

1) Первое полугодие - 17

Сентябрь: 2.09, 9.09, 16.09, 23.09, 30.09 (5 занятий)
Октябрь: 7.10, 14.10, 21.10, 28.10 (4)
Ноябрь: 11.11, 18.11, 25.11 (3)
Декабрь: 2.12, 9.12, 16.12, 23.12, 30.12 (5)

2) Второе полугодие - 20

Январь: 13.01, 20.01, 27.01 (3)
Февраль: 3.02, 10.02, 17.02, 24.02 (4)
Март: 3.03, 10.03, 17.03, 24.03, 31.03 (5)
Апрель: 7.04, 14.04, 21.04, 28.04 (4)
Май: 5.05, 12.05, 19.05, 26. 05 (4)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Алекса́ндр Блок (1880 — 1921) — русский поэт Серебряного века, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

***
Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой — одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали’ несется волна.

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

***
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что’ там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты —
Кинулась и’з степи черная мгла…

За’ море Черное, за’ море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что’ же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?

***
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

***

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Серге́й Клычко́в (1889 — 1937) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик. Его популярные произведения — «Весна в лесу», «Сахарный немец», «Князь мира».


***
В багровом полыме осины,
Берёзы в золотом зною,
но стороны своей лосиной
Я в первый раз не узнаю!

 Деревня прежняя: Дубровки,
Отцовский хутор, палисад,
За палисадом, как в обновки,
Под осень вырядился сад!

 Отец и мать за хлопотнёю,
Всегда нехваток, недосуг.
И виснут вышивкой цветною
В окне околица и луг.

 В лугу, как на рубашке, проймы,
Река-бочажница вдали...
В трубу серебряную с поймы
По зорям трубят журавли...

 Идёт, ка прежде, всё по чину,
Как заведёно много лет...
Лишь вместо лампы и лучины
Пылает небывалый свет.

У окон столб, с него на провод
Струится яблочкин огонь...
...И кажется: к столбу за повод
Изба привязана, как конь!..

 Солома - грива... жерди - сбруя...
Всё тот же мерин... тот же воз...
Вот только в сторону другую
У коновязи след колёс...

***
В лесу на проталой полянке,
В дремучем весеннем бору
Устроили зайцы гулянки,
Затеяли зайцы игру...

 

Звенели весенние воды,
И прыгал с пригорка родник,
И зайцы вели хороводы,
Забывши про мой дробовик.

 И зайцы по-заячьи пели,
Водили за лапки зайчих...
И радостно сосны шумели,
И звёзды качались на них...

 Всю ночь я бродил всё и слушал,
Ах, друг мой, открою тебе:
За бедную заячью душу
Я так благодарен судьбе!..

 ***
До слез любя страну родную
С ее простором зеленей,
Я прожил жизнь свою, колдуя
И плача песнею над ней.

В сторожкой робости улыбок,
В нахмуренности тяжких век,
Я видел, как убог и хлибок,
Как черен русский человек.

С жестокой и суровой плотью,
С душой, укрытой на запор,
Сберег он от веков лохмотья
Да синий взор свой, да топор.

Уклад принес он из берлоги,
В привычках перенял он рысь,
И долго думал он о Боге,
По вечеру нахмурясь в высь.

В ночи ж, страшась болотных пугал,
Засов приладив на двери,
Повесил он икону в угол
В напоминание зари.

В напоминание и память
О том, что изначальный свет
Пролит был щедро над полями,
Ему же и кончины нет.

И пусть зовут меня каликой,
Пусть высмеет меня юнец
За складки пасмурного лика,
За черный в копоти венец,

И часто пусть теперь с божницы
Свисает жидкий хвост узды,
Не тот же ль синий свет ложится
На половицы от звезды?!

Не так же ль к избяному брусу
Плывет, осиливши испуг,
как венчик, выброшенный в мусор,
Луны печальный полукруг?!

А разве луч, поникший с неба,
Не древний колос из зерна?..
Черней, черней мужичьи хлебы,
И ночь предвечная черна...

И мир давно бы стал пустыней,
Когда б невидимо для нас
Не слит был этот сполох синий
Глаз ночи и мужичьих глаз!

 И в этом сполохе зарницы,
Быть может, облетая мир,
На славу вызорят пшеницу
Для всех, кто был убог и сир.

И сядем мы в нетленных схимах,
Все, кто от века наг и нищ,
Вкусить щедрот неистощимых,
Взошедших с древних пепелищ.

 Вот потому я Русь и славлю
И в срок готов приять и снесть
И глупый смех, и злую травлю,
И гибели лихую весть!


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Никола́й Клю́ев (1884 — 1937) — русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.

***
В златотканные дни сентября
Мнится папертью бора опушка.
Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой.

Ветер-сторож следы старины
Заметает листвой шелестящей.
Распахни узорочье сосны,
Промелькни за березовой чащей!

Я узнаю косынки кайму,
Голосок с легковейной походкой…
Сосны шепчут про мрак и тюрьму,
Про мерцание звезд за решеткой,

Про бубенчик в жестоком пути,
Про седые бурятские дали…
Мир вам, сосны, вы думы мои,
Как родимая мать, разгадали!

В поминальные дни сентября
Вы сыновнюю тайну узнайте
И о той, что погибла любя,
Небесам и земле передайте.

***
Я — посвященный от народа,
На мне великая печать,
И на чело свое природа
Мою прияла благодать.

Вот почему на речке-ряби,
В ракитах ветер-Алконост
Поет о Мекке и арабе,
Прозревших лик карельских звезд.

Все племена в едином слиты:
Алжир, оранжевый Бомбей
В кисете дедовском зашиты
До золотых, воскресных дней.

Есть в сивке доброе, слоновье,
И в елях финиковый шум,—
Как гость в зырянское зимовье
Приходит пестрый Эрзерум.

Китай за чайником мурлычет,
Чикаго смотрит чугуном…
Не Ярославна рано кычет
На забороле городском,—

То богоносный дух поэта
Над бурной родиной парит;
Она в громовый плащ одета,
Перековав луну на щит.

Левиафан, Молох с Ваалом —
Ее враги. Смертелен бой.
Но кроток луч над Валаамом,
Целуясь с ладожской волной.

А там, где снежную Печору
Полою застит небосклон,
В окно к тресковому помору
Стучится дед — пурговый сон.

Пусть кладенечные изломы
Врагов, как молния, разят,—
Есть на Руси живые дрёмы,
Невозмутимый, светлый сад.

Он в вербной слезке, в думе бабьей,
В богоявленье наяву,
И в дудке ветра об арабе,
Прозревшем Звездную Москву.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Иван Грузинов (1893 — 1942) — русский поэт Серебряного века, один из друзей Сергея Есенина.
В творчестве Грузинова значительное место занимают стихотворения о русской деревне.

***
В час багряного заката, —
В час, когда тускнеет злато,
Меркнут белые чертоги, —

Мнится мне, что живы боги.
Мнится мне: в борьбу вступает
С светлым богом бог ночной.

Светлый бог изнемогает.
Льется кровь его струей.

Рдеет пурпур. Меркнет злато.
Гаснут алые чертоги.
                                  1911 г.

***
Как сбираться стал в чужие страны, —
Стал грустить, о прошлом вспоминать.
Лица милых вышли из тумана,
Полустертые воскресли имена.

С кем проститься мне? Прощаться не с кем.
Те далече, тех на свете нет.
Передать бы поцелуй невесте,
Да узнает ли — кто шлет привет.

Лишь весенние ранние росы
Будут плакать о моей судьбе.
Океанский вал седоволосый,
Слышу шум твой, вижу буйный бег!

Все равно мне. Я теперь как птица.
Холод сердца изживу едва ль.
Только ты везде мне будешь сниться,
Русь моя, малиновая шаль!
                                      1925 г.

***
Я вышел поздно. Полдень синий.
В полях прозрачность. Тишь такая,
Что шелковинками полыни
Едва колышет паука.

Огнем оранжевым по склону
Жнивья сбегает полоса.
И листопадом еле тронут
Лесок соседний, дикий сад.

И под листом желтозеленым
Созревший плод склонен к долинам.
И ветви шепчут: тяжело нам,
И ветви просят: помоги нам.

И я пою в листве осенней,
Тружусь с садовниками в ряд, —
Пока придут ночные тени,
Пока в лицо блеснет заря.

И звери мне покорны — властвуй!
И птицы близостью горды,
Когда несу златые явства,
Несу румяные плоды.

1925 2 Октября

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42376
    • Просмотр профиля
Анато́лий Мариенго́ф (1897 — 1962) — русский поэт Серебряного века, имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург.

***
Не много есть у вольности друзей.
Друзья весёлые
У купли и продажи.
На головы нам время сыплет соль,
И зрелая любовь
Нас в крепкий узел вяжет.

Уже чуть слышны песен голоса.
Так звонкая коса
Навряд ли слышит
Вздох предсмертный луга.
Нас оправдают голубые небеса:
Мы были вольности и родине верны
И только неверны подругам.

Уйдём – останется стихов тетрадь,
В ней мы судьбу воспели нашу.
Счастливый был удел:
В дому – всегда пустая чаша
И чаша сердца вечно через край.
                             Ноябрь 1922

***
27 Сентября 1939


Сижу как будто на иголках,
Душа как будто не на месте,
И разговариваю колко,
И жду «Последние известья».

Ты смотришь в тёмное окно.
Нас связывает нитка,
Волос.
А были, существо одно,
Оно печально раскололось.

И падает рука с колена.
Куда?
Наверно, в безнадежность.
Я не могу жить страстью нежной,
Когда качает ветер стены.
И сердце,
Женщина смешная,
Не приноси сегодня в дар ты.
Все наши мысли занимает
Географическая карта.

***
Не умеем мы
(И слава Богу),
Не умеем жить легко,
Потому что чувствуем глубоко,
Потому что видим далеко.

Это дар, и это наказанье,
Это наша русская стезя.
Кто родился в Пензе и в Рязани,
Падают,
Бредут,
Но не скользят.

И не будем,
Мы не будем жить иначе,
Вероятно, многие века.
Ведь у нас мужчины плачут,
Женщины работают в ЧК.

1939

 
.