Тимур и его командаЗаметки к уроку чтения в начальной школе - 2 класс
Тему урока можно сформулировать так: "Разговор о важном, которое мы усвоили,
изучив "Тимур и его команда" А. Гайдара"
Начать беседу можно с напоминания о том, что в Школе-ВУЗе "Современное образование"
в первом полугодии проводились в актовом зале интересные воспитательные кино-уроки и т.д.
Далее вступление учителя продолжить примерно так: 1. Объявление темы урока.
Вопрос.
2. Вспомните, дети, какой праздник скоро мы будем
отмечать в нашей любимой Школе?
Ответы детей, а подытожит учитель.
Скоро будет День Любви и Добра; и такого праздника нет ни в одной школе в России - только у нас и т. д.
А какой праздник будет потом отмечать наша страна?
- Правильно. 23 февраля - День Защитника Отечества. ( Коротенько: о СВО, которую вынуждена вести Россия.)
- А как вы думаете, связаны ли каким-то образом эти два предстоящих праздника?
Нужно ли защищать Любовь
и Добро в современном мире? Или не нужно?
* * *
Далее, наверное следует предложить детям "ФИЛОСОФСКИЕ" вопросы,
отвечая на которые они потренируют свою СВОБОДНУЮ речь:
1) - А что это такое, по-вашему, любовь?
Дополнит. вопросы к 1):
- А какая она бывает эта ЛЮБОВЬ?
- А может кто-то написал и бросил в ящик не одну, а уже несколько записок?
- Нравится ли вам наш школьный праздник?
2) - А что такое ДОБРО, по-вашему?
Дополнит. вопросы к 2):
- Доброе ли дело делают защитники Отечества? Почему?
- А маленькие дети, такие как вы, могут делать разные добрые дела? И у них -
правда что ли - может это получиться?
- Может это только в кино бывает, как в фильме "Тимур и его команда"?
Здесь после ответов детей во вступительной беседе к уроку
уместно будет похвалить малышей и напомнить им о благодарности за их ДОБРОЕ ДЕЛО,
ведь к нам в школу специально приезжали из приюта для животных, чтобы выразить благодарность всем неравнодушным и добрым детям, которые собрали много необходимого для брошенных животных и т. д.
- Может, ребята, нам стоит подумать: какие еще по-настоящему добрые
и полезные дела мы с вами можем сделать?
- Предлагайте такие добрые дела, которые бы свидетельствовали о вашей любви к кому-то или к чему-то.
Предлагайте, пожалуйста.
- Вот тимуровцы много чего доброго делали, согласны?
Давайте вспомним, а что именно делали Тимур и его команда?
Ответы детей помогут пробудить их память
и поспособствуют умению правильно и красиво формулировать свои мысли.
Уместен будет здесь краткий рассказ учителя о современном тимуровском
молодежном движении в России.
* * *
Дальше целесообразно перейти к тексту "Тимура..." непосредственно.
Детям раздать распечатанный отрывок для чтения.
"За серыми воротами с черно-красной звездой, в тенистом саду того дома, что стоял напротив дачи, где жили Ольга и Женя, по песчаной аллейке шла маленькая белокурая девчушка. Ее мать, женщина молодая, красивая, но с лицом печальным и утомленным, сидела в качалке возле окна, на котором стоял пышный букет полевых цветов. Перед ней лежала груда распечатанных телеграмм и писем – от родных и от друзей, знакомых и незнакомых. Письма и телеграммы эти были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок.
Держа куклу кверху ногами, так, что деревянные руки и пеньковые косы ее волочились по песку, белокурая девочка остановилась перед забором. По забору спускался раскрашенный, вырезанный из фанеры заяц. Он дергал лапой, тренькая по струнам нарисованной балалайки, и мордочка у него была грустновато-смешная.
Восхищенная таким необъяснимым чудом, равного которому, конечно, и нет на свете, девочка выронила куклу, подошла к забору, и добрый заяц послушно опустился ей прямо в руки. А вслед за зайцем выглянуло лукавое и довольное лицо Жени.
Девочка посмотрела на Женю и спросила:
– Это ты со мной играешь?
– Да, с тобой. Хочешь, я к тебе спрыгну?
– Здесь крапива, – подумав, предупредила девочка. – И здесь я вчера обожгла себе руку.
– Ничего, – спрыгивая с забора, сказала Женя, – я не боюсь. Покажи, какая тебя вчера обожгла крапива? Вот эта?"
* * *
Предлагаемый отрывок из "Тимура и..." не удалось представить целиком, т.к. на экране выскочил
запрет использовать авторский текст!
Но этот отрывок очень показательный и полезный. В нем рассказывается о том, как Женя - одна из главных героинь книги - постоянно и втайне от всех заботилась о дочери и жене погибшего красноармейца.
Здесь стоит вывести беседу с детьми и Добре и Любви к тому, что забота о ком-то в бедственном положении -
это и Добро и Любовь одновременно. Такой вот разговор о самом важном!
Отрывок заканчивается словами:
"- Ой, не надо! - подхватывая и сжимая дочурку, воскликнула ее мать.
- Нет, не улетай так далеко... как твой папа."
Далее урок продолжится после чтения отрывка ответами детей на вопросы по тексту.
И здесь предлагаю дать задание ученикам, чтобы они сами придумали нужные и
подходящие вопросы друг другу, красиво и понятно их сформулировали,
и задали кто кому захочет,
чтобы проверить понимание текста.
Естественно, учитель корректирует эту творческую работу детей
при необходимости.
Далее предлагается небольшой отрывок переписать красиво и правильно.
Потом обязательно самопроверка!
Далее, если останется время, кто-то из сильных учеников может пересказать этот отрывок.
Так мы проверим детскую память!
Либо можно предложить чтение текста по ролям.
Такая будет игра!
Роли распределить может "назначенный режиссер", он же назначает "оператора", "осветителя" и т. п. , чтобы не осталось незадействованных детей "на съемочной площадке".
Потом подводим итоги урока:
благодарю детей за плодотворную работу и хвалю...
Оценки в дневник!
Дом. задание!
Устно: вспомнить определение - что такое диалог?
Письменно: выписать красиво три реплики диалога и проверить себя.