Вот интересная статья о том, нужно ли всё время хвалить ребёнка, чтобы он чувствовал себя уверенно и стал более успешным.
Бытует мнение, что похвала побуждает детей стараться еще больше. Но на поверку это оказывается не так очевидно - все зависит от формулировки.
Ребенок демонстрирует вам свой недавний шедевр. На рисунке изображен человек с непомерно длинными ногами, без туловища, зато с пышной шевелюрой. Это вы. В углу расползлось желтое пятно - ребенок поясняет, что это солнце, - рядом с ним какие-то фиолетовые кляксы. Признаться, вы видали рисунки и получше, но что можно сказать ребенку, нетерпеливо ожидающему вашей реакции? “Замечательно! Какая красивая картинка - никогда в жизни такой красоты не видел!” Ребенок сияет от счастья, а рисунок торжественно вешается на дверцу холодильника, чтобы им могла любоваться вся семья.
Но это ли надо было сказать? Мы склонны считать, что всем приятно услышать похвалу в свой адрес и что она помогает двигаться дальше. Но не все так однозначно - вопрос в формулировке.
Сама по себе похвала не вредна - вредно преувеличение, когда вместо простого “хорошо” говорят “идеально” или “лучше не бывает”. Особенно часто этим грешат родители детей с низкой самооценкой, надеясь придать своим чадам уверенности в себе. Однако их попытки могут произвести обратный эффект.
Известно, что похвала, которая воспринимается как неискренняя, только все портит. Дело даже не в том, что ребенок может раскусить вашу хитрость - есть и более серьезная проблема: новые данные свидетельствуют о том, что дети, которыми чрезмерно восхищаются, в будущем часто стремятся избегать трудностей.
Неуверенные в себе дети, которым говорили, что у них вышла “невероятно красивая картинка”, впоследствии реже брались за более сложные задачи, чем их сверстники, которых хвалили просто за “красивую картинку”. Всего одно слово - а разница огромная.
За двадцать лет научной работы профессору Кэрол Двек из Стэнфордского университета (США) удалось установить разницу между одобрением способностей ребенка (к примеру, восхищением его умом) и похвалой за приложенное усилие (“ты очень хорошо постарался”). Был проведен эксперимент, в рамках которого детей хвалили либо за работу, либо за ум: оказалось, что “умные” дети старались не рисковать и выбирали те задания, которые они знали, как делать, а в случае неудачи расстраивались гораздо больше.
Двек рекомендует обратить внимание на действия, которые ребенок совершает, чтобы чего-нибудь достичь, например: “Ты молодец, сосредоточился”. Если что-то пошло не так, замечания следует высказывать в конструктивном ключе, чтобы ребенок понял, как исправить проблему.
Конечно, многое зависит от возраста ребенка. Дошкольников, по-видимому, вдохновляет любая похвала, но с детьми постарше уже приходится помнить о разных тонкостях. Психолог Дженнифер Хендерлонг Корпус давала детям в возрасте 9-11 лет задание, а потом хвалила их за какую-нибудь черту характера, достигнутые результаты, подход к выполнению задания или не хвалила их вовсе. Затем она устраивала так, чтобы они не справились со следующим заданием, и смотрела на их реакцию.
Дети, которых в начале исследования хвалили за черту характера, тяжело переживали свою неудачу и теряли мотивацию. В то же время те, кого хвалили за результаты или подход к выполнению задания, так легко не сдавались.
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2014/11/141030_vert_fut_is_it_right_to_praise_a_child.shtml?ocid=socialflow_twitter