Автор Тема: Мифы и легенды Москвы  (Прочитано 126061 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #124 : 24 февраля 2017, 15:08:45 »
Неужели правда появляется? :shok:
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Онлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13979
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #123 : 23 февраля 2017, 22:29:03 »
Как же! Помним, помним этого призрака!  :biggrin:

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38381
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #122 : 23 февраля 2017, 19:11:22 »
На стене в Даеве переулке появляется четырехметровый силуэт великана.

   «На углу Сретенки и Даева переулка на стене одного из зданий иногда появляется огромная черная тень. Мужичонка-призрак ростом не мал — примерно до второго этажа. В чекистских архивах до сих пор хранится докладная записка двух работников, которые в 1920 году встретились с этим призраком, начали палить в него из наганов. Ничего хорошего этим они не добились: вместе с призраком бесследно исчез и тот, кого они конвоировали, — дал деру, пока чекисты боролись с фантомом. Является пред людские очи этот загадочный призрак редко и неприятностей не доставляет»

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #121 : 06 февраля 2017, 19:29:27 »
Яков Вилимович Брюс.




Яков Вилимович Брюс. С гравюры начала XVIII века.



Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой "марсовым потехам", Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В. В. Голицыным. Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Но сам был нездоров: перед отъездом из Москвы в доме князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского он получил сильный ожог руки. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: "Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр". Но обида Петра на Ромодановского, не уберегшего его друга, была настолько велика, что в гневе, забыв церемонно-учтивый этикет прежних посланий, он написал:

"Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали". А насчет пристрастия Ромодановского к крепким напиткам, на аллегорическом языке именуемым Ивашкой Хмельницким, была недвусмысленная угроза: "Перестань знатца с Ивашкою, быть от него роже драной". Князь-кесарь, грозный глава Тайного приказа, ответил с невозмутимым достоинством: "В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким; и то, господине, неправда... Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня". Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: "Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье".

Брюс тоже прилежно принялся за ученье. Вместе с Петром, - входя в состав великого посольства, - он посетил Англию. В Лондоне русский царь и Брюс встречались и беседовали с великим Исааком Ньютоном. За границей Брюс изучал математику и организацию артиллерийского дела. Война со Швецией была неизбежной, и Россия нуждалась в обновленной мощной артиллерии. Это ответственное поручение и было возложено на Брюса.

В 1700 году, стремясь предупредить вторжение шведов в Ижорскую землю, Петр выслал им навстречу войско под начальством Брюса, носившего уже чин генерал-майора артиллерии. Но неслаженность действий различных ведомств привела к тому, что Яков Вилимович не смог быстро собрать стоявшие в разных местах полки. В кабинетных делах Петра сохранилась запись: "28 июля 1700 посланы из Москвы Яков Брюс, Иван Чамберс, Василий Корчмин до Новгорода наскоро. Они поспели в Новгород в 15 дней, за что гнев восприял от его величества Яков Брюс и от команды ему отказано".

Однако царская опала не была продолжительной. Дальнейшие события и особенно поражение под Нарвой показали, что не только Брюс, но и все русское войско не готово еще противостоять шведской армии. В 1701 году Брюс направлен в Новгород вместо новгородского воеводы князя И. Ю. Трубецкого, взятого в плен под Нарвой.

Яков Вилимович спешно принялся укреплять город, строить пушечный двор, изготавливать снаряды, обучать пушкарей. Под Нарвой русские потеряли почти всю артиллерию. Царь отдал жесткий приказ часть церковных колоколов срочно перелить на пушки. Но думный дьяк А. А. Виниус, надзиравший за этими работами, с патриархальной неторопливостью больше обещал, чем делал, оправдываясь нерадением мастеровых. "В деле артиллерии, - писал он Петру, - много трудности: пущая остановка, Государь, от пьянства мастеровых, которых ни ласкою, ни битьем от той страсти отучить невозможно". Встревоженный царь почти умолял Виниуса: "Ради Бога, поспешайте артиллериею, как возможно; время, яко смерть".

Русская армия начала новое наступление. Брюс, не успев обжиться в Новгороде, кочевал со своими пушками по военным дорогам. В 1702 году при его участии был взят Шлиссельбург, потом другие крепости, занятые шведами. Готовясь к осаде Нарвы, Петр сетовал в письме к Ромодановскому, что не хватает пушек и артиллерийской прислуги: "От чего нам здесь великая остановка делу нашему будет, без чего и починать нельзя, о чем я сам многажды говорил Виниусу, который отпотчивал меня "московским тотчасом". О чем изволь его допросить: для чего так делается такое главное дело с таким небрежением?" Виниус был смещен, и в 1704 году Приказ артиллерии возглавил Брюс в звании генерал-фельдцейх мейстера. Под его началом были открыты навигацкая, артиллерийская и инженерная школы.

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т. д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Он владел
несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т. д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и "курьезов".

В. В. Атласов, предприимчивый устюжский мужик, посланный в 1697 году обследовать камчатские земли, вернувшись в Москву, привез с собой маленького желтокожего человека. Атласов забрал его у камчадалов, которые поведали любопытную историю. Года два назад к их берегу прибило большую лодку с незнакомыми людьми. Непривычные к суровому быту и скудной еде камчадалов, чужеземцы быстро умирали. Остался лишь один. В отчете, составленном в 1701 году, Атласов отмечал: "А нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен". Когда пленник увидел русских землепроходцев, в которых чувствовалась принадлежность к цивилизованному миру, то "зело плакал" от радости. Чужеземец успешно осваивал русский язык. В Москве удалось наконец выяснить, что это - японец. Он был первым японцем, которого увидела Россия. И даже официальные чины не вполне представляли, где находится его загадочная страна и что за люди там живут. Атласов в отчете именовал его "индейцем". В бумагах же Приказа артиллерии его назвали и того хитрее: "Апонского государства татарин именем Денбей".

А энергичный Петр уже строил далеко идущие планы. Передав Денбея под опеку Приказа артиллерии, царь повелел: "А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему японскому языку и грамоте робят человек 4 или 5". Насчет вероисповедания Петр распорядился Денбея не притеснять: "А о крещении в православную христианскую веру дать ему, иноземцу, на волю и его, иноземца, утешать и говорить ему: как он русскому языку и грамоте навыкнет и русских робят своему

языку и грамоте научит - и его отпустят в Японскую землю". Но скорее всего Денбею так и не удалось вернуться к родным берегам. Известно, что он со временем крестился под именем Гавриила, а школа переводчиков с японского действовала в Москве до 1739 года.

Брюс, который в качестве главы Приказа артиллерии опекал и "утешал" Денбея, начал грезить Японией. Брауншвейгский резидент в России Ф.-Х. Вебер в своих "Записках" рассказывает, что Брюс мечтал найти путь из России в Японию и послал экспедицию, которая отчалила от дальневосточного побережья для поисков этой неведомой земли, но в бурю погибла. Еще Вебер сообщал: "У сего Брюса был кабинет китайских редкостей, и он очень сожалел, что невозможно никак приобрести точных сведений о положении и особенностях Китайского государства, потому что наряжаемые туда посольства и все русские купцы не имеют права оставаться там долее 3 или самое большее 4 месяцев".

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название "Брюсова календаря". На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу. Киприанов - это тоже незаурядная личность. Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение "Планетик", посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, "Планетик" и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги - громовники, колядники и другие - и западноевропейская астрология. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Россия в Петровскую пору беспрестанно воевала, и Брюс, руководивший артиллерией, прошел все военные кампании. Во время Полтавской битвы его орудия мощным огнем весьма способствовали победе русской армии, за что Яков Вилимович получил орден Андрея Первозванного. Английский посол Ч. Витворт в 1709 году сообщал, что Брюса высоко ценят при русском дворе: "Он очень хорош и с царем, и с князем Меншиковым". Дружбы Брюса искал фельдмаршал Б. П. Шереметев, писавший: "Паки прошу: не оставь меня в любви своей и не чини меня забвенна..."

Петр давал Брюсу и весьма деликатные поручения: поиск в Европе умов и талантов, которые могли бы послужить процветанию России. В 1711 году царь отправил его в Берлин "для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны". Вполне доверяя широким познаниям и деловой экономности Брюса, царь в сопроводительной грамоте писал: "И что он, генерал наш, им в контрактах обещает и заключит, то от нас все сдержано будет без умаления". В 1712 году Петр в письмах к Брюсу то просит навести справки об одном из немецких архитекторов и при благоприятном результате заключить с ним контракт, то поручает найти мастера редкой перспективной живописи, то переманить в русскую службу искусного садовника, устраивавшего королевские парки. Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг- и Мануфактур -коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий. Обрадованный Петр отвечал: "Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую". В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А. И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.
Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга, а энергичная напористость, с которой русские посланники отстаивали интересы России, приводила в замешательство иностранных резидентов. Брюс и Остерман с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова. Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был так доволен, что даже сбивчивый тон ответного письма передавал его волнение: "Нечаемая так скорая ведомость нас и всех зело обрадовала <... понеже трактат так вашими трудами сделан - хотя б написав нам и только бы для подписи послать шведам - более бы того учинить нечего, за что вам зело благодарствуем; и что славное в свете сие дело ваше никогда забвению предатися не может, а особливо николи наша Россия такого полезного мира не получала".

Брюс был возведен в графское достоинство и получил в награду 500 крестьянских дворов. В. Н. Татищев утверждал, что Петр, желая придать Брюсу более значительности на переговорах, намеревался сделать его действительным тайным советником. Это второй после канцлера чин в "Табели о рангах". Но честный и щепетильный Брюс отказался и "сам его величеству представлял, что хотя он подданной, но иноверец, оный чин ему неприличен и может впредь его величеству подать причину к сожалению".

Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц, прибывший в Россию в свите герцога Голштинского, отмечал в своем дневнике, что русский царь оказывал Брюсу особенное расположение. Так, на свадьбе дочери И. А. Мусина-Пушкина в 1721 году Петр "сидел недалеко от входных дверей, но так, что мог видеть танцевавших, около него сидели все вельможи, но его величество большею частью разговаривал с генерал-фельдцейхмейстером Брюсом, сидевшим подле него с левой стороны". Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). Характерно, что под смертным приговором Алексею Брюс свою подпись не поставил.

Весной 1723 года Петр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряженных лошадьми. Кампредон рассказывал: "Царь ехал на 30-пушечном фрегате,

вполне оснащенном и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс". В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу - он был главным распорядителем на похоронах Петра I.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но увидев, как "птенцы гнезда Петрова", прежде дружно служившие русскому государству, начали жестокую вражду, деля почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году предпочел благоразумно удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 году он купил у А. Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: "Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение".

Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса - колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф. Я. Лефорт собирал "Нептуново общество", увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек и среди них - сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV веке основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил "Нептуново общество". Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация "звездочета" и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П. И. Богатырев в очерках "Московская старина", москвичи уверились, "будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти".

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: "Философия мистика на немецком языке", "Небо новое на русском языке" - так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему - могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

Во второй половине XIX века М. Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским "арихметчиком", знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: "Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел..."

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать "живой водой". Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего "арихметчика". Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина: "Глядят - тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице". Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: "Это нечистое дело!" И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В. Ф. Одоевского "Саламандра", в незавершенном романе И. И. Лажечникова "Колдун на Сухаревой башне".

Новая реальность ХХ века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья - сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в "потешные", сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению, но не вполне известно, как он это оценивал. Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс "относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни..."

Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале ХХ века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М. М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они - в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.

Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало "белых пятен" в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.




Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #120 : 06 февраля 2017, 13:59:40 »
Наполеоновские курганы. Станция Переделкино

Согласно гипотезе, в лесах в районе Переделкино находятся массовые захоронения французских солдат. Конечно, проверить это довольно проблематично. Но в этих местах шалят и отказывают все как один приборы, определяющие магнитные и электрические поля, начинают барахлить часы. Люди здесь чувствуют невероятную усталость и сонливость и не теряют ощущения присутствия кого-то неизвестного.


Станция Переделкино, Киевское направление
Место упокоения французских солдат, отступавших в 1812 году от Москвы и погибших в битве под Малоярославцем, на карте не помечено. Отыскать бывалого провожатого, побродить по глуши час-другой и найти наконец прогалину сухого леса с могильными валами - еще полбеды. Самое сложное - не струхнуть и не дернуть в чащобу, когда часы начнут скакать с полудня на 6 вечера, трава проминаться под невидимыми ступнями. Здесь шалят все приборы, регистрирующие магнитые и электрические поля.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #119 : 27 января 2017, 11:29:28 »
7 страшных легенд Москвы


Москва с её древней историей, полной кровавых событий и загадочных обитателей, слывёт одним из самых мистических мест в мире. Необъятный город, такой привычный и открытый днём, с наступлением сумерек обретает свой потусторонний флёр. Часы чернокнижника, Воланд на Патриарших прудах, призрак модистки, убивающей журналистов, и призрачная машина, поездка на которой не доведет до добра: редакция KudaGo решила напомнить мрачные легенды Москвы, которые могут внезапно материализоваться.


«Дом на набережной»


 Элитный московский дом на месте главной городской виселицы, ставший символом эпохи Большого террора. В жилом комплексе на Берсенёвской набережной Москвы-реки жили многие исторические деятели: основатель движения своего имени Алексей Стаханов, руководитель Советского государства Никита Хрущев, прославленные маршалы Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, Светлана Аллилуева — дочь всесильного Иосифа Сталина. История места, на котором в 1931 году был построен Дом правительства (прозванный в народе «Улыбкой Сталина», «Ловушкой для большевиков» и «Домом предварительного заключения»), полна драматичных эпизодов. Еще в эпоху Ивана Грозного по соседству с Болотным островом стоял зловещий дом верховного Малюты Скуратова с пыточным подвалом. Во времена царской России среди Москвы-реки приводились в исполнение смертные приговоры через повешение, именно здесь был публично казнён Емельян Пугачёв. Тридцатые годы XX века принесли с собой новые бедствия: репрессиям подверглись более трети жильцов злосчастного дома. Причём многие из них занимали весьма солидные посты. Ночным арестам подвергались целые семьи, а наутро в подъезде обнаруживалась очередная опечатанная дверь. Атмосфера в Доме на набережной была такова, что некоторые кончали с собой, не в силах выдержать ожидания неминуемого ареста. Согласно легенде, призраки репрессированных жильцов до сих пор бродят по старинным лестницам и коридорам в поисках собственной квартиры.

Серый экипаж на Кузнецком мосту


 Таинственный извозчик в черном плаще в самом центре Москвы по-прежнему рыщет в поисках ночных пешеходов. С Кузнецким мостом связано множество историй. В XIX веке этот московский район был средоточием модных магазинов и лавок с предметами роскоши, и здесь же располагались игорные дома. Кузнецкий мост видел немало проигравшихся в пух и прах аристократов, разочарованных влюбленных, гуляк и шулеров всех мастей. С тех пор по Москве бродит легенда о том, что ночью на Кузнецком мосту можно встретить серый экипаж с таинственным извозчиком в чёрном плаще. Незнакомец якобы предлагает одиноким прохожим поездку до любого места назначения — и исчезает с ними навсегда. Хотя большевики покончили с французскими магазинами и казино на Кузнецком мосту, призрачный извозчик не исчез из народной памяти. Он всего лишь пересел с конного экипажа в серую, видавшую виды «шестёрку».






Театр им. А.С. Пушкина на Тверском бульваре



Театр, ставший жертвой игры злых сил и благополучно освободившийся от проклятия. Камерный театр, созданный в 1914 году великим актёром и режиссёром Александром Таировым, подвергся перестройке в 1950-е годы. В результате новая часть здания оказалась на месте кладбища церкви Иоанна Богослова. Узнав об этом, вдова Таирова — прима театра Алиса Коонен — в сердцах прокляла театр перед смертью. Последовала серия театральных провалов. Публика стала обходить спектакли стороной, премьеры оканчивались скандалами, постановки становились всё слабее, из зала то и дело раздавались свист и улюлюканье. Среди работников театра появилась легенда о привидении Алисы Коонен, которое строит козни детищу своего мужа. В 1991 году помещение освятили. Накануне обряда во время спектакля в зале внезапно появилась тропическая бабочка ослепительной красоты, покружилась над сценой и улетела в неизвестном направлении. Кто знает, может быть, это душа Алисы Коонен, наконец, сняла своё проклятие и оставила театр.  Тверской бульвар, д. 23



Дом Лаврентия Берии

 Страшный вельможа, машина-невидимка и призрачные голоса жертв нераскрытых преступлений. Дом, в котором ранее проживал сталинский соратник и последователь Лаврентий Берия, находится недалеко от Садового Кольца. По легенде, сюда, на Малую Никитскую улицу, по приказу всесильного руководителя НКВД привозили схваченных на московских тротуарах симпатичных женщин. Что с ними было после того, как они переступали порог зловещего дома, не знает никто. При ремонте подвала дома Берии в 90-е годы были даже обнаружены орудия пыток. Ходят слухи, что раз в месяц на Малой Никитской появляется машина-невидимка. Случайный пешеход слышит звук шуршания шин и работы мотора, но самой машины нигде не видно. Призрачная машина словно останавливается у главного входа в особняк, затем слышны мужские и женские голоса, которые тонут внутри здания. Автомобиль-невидимка снова уезжает в неизвестном направлении.  Ул. Малая Никитская, д. 28/1


Легенда о Жуже


Журналист — опасная профессия, особенно весенней или летней ночью и на Кузнецком мосту. Именно здесь и в это время является привидение девушки в белом, которое словно летит над мостовой. Это Жужа — француженка Жозефина, которая в начале прошлого века служила модисткой и по совместительству являлась объектом тайной страсти миллионера и мецената Саввы Морозова. Если верить старому преданию, однажды Жужа ехала по Кузнецкому мосту и услышала, как мальчик-продавец газет выкрикивает свежую новость: «Савва Морозов покончил с собой!» Едва взволнованная девушка успела выскочить из экипажа, чтобы прочитать подробности известия, как попала под колеса машины и погибла. На следующий день мальчишку нашли мёртвым в районе Кузнецкого моста, он был задушен женскими чулками — точь-в-точь такими, какие были на Жуже в момент ее гибели. По странному стечению обстоятельств вскоре умерли и три корреспондента той газеты, что сообщала сенсацию о Савве Морозове. Если призрак Жужи увидит женщина, то она наверняка потеряет любимого, но журналистам и продавцам газет лучше вовсе не попадаться мстительному фантому.  Кузнецкий Мост



Красные ворота — волшебные часы

Кровавые часы на Красных воротах, отсчитывающие чей-то последний час и предрекающие бедствия. Государственный деятель, дипломат, инженер, военный и учёный Яков Брюс пользовался особым расположением Петра Великого. И он же слыл первым чернокнижником Москвы. Он собрал солнечные часы, которые можно увидеть на доме №2 по Спартаковской улице, известном доме графа Мусина-Пушкина. Когда хозяева дома посмеялись над творением Якова Брюса, он в гневе провозгласил: «Эти часы будут показывать только плохое». Очевидцы утверждают, что перед Первой и Второй мировыми войнами камень, из которого сделана часовая доска, как по волшебству становился кроваво-красным. Говорят, на поверхности часов можно обнаружить изображение белого креста на черной гробовой доске, причём верхушка креста указывает на местоположение некоего клада. Правда, любого, кто вздумает искать сокровище по этому указателю, ждёт верная смерть.




Патриаршие пруды

 Где должен явиться дьявол? В романе Михаила Булгакова нет случайностей, и каждая деталь имеет мифологический смысл. Почему же писатель выбрал в качестве места первого появления Воланда в Москве Патриаршие пруды? В средние века местность, на которой сейчас расположены Патриаршие пруды, называли Козьими болотами. Это, на первый взгляд очевидное название, на самом деле связано не с козами, а с кознями злых сил, точнее — неприкаянных душ. Досаждают ныне живущим призраки людей, которых некогда принесли в жертву языческие жрецы, — если верить легенде, на территории сегодняшних Патриарших в древности находились кровавые капища. Любопытно, что иногда бедолагам, чью жизнь приносили в дар богам, отрезали головы, что более чем очевидно свидетельствует в пользу того, что место для встречи Берлиоза с Сатаной Михаил Афанасьевич выбрал вовсе не случайно.  ул. Малая Бронная





Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 63300
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #118 : 26 января 2017, 15:28:08 »
"ЛИБЕРИЯ" ИВАНА ГРОЗНОГО

"ЛИБЕРИЯ" ИВАНА ГРОЗНОГО

Великий князь Московский Иван III Васильевич овдовел и женился на византийской царевне Софье Палеолог, получив в приданное уникальную библиотеку, принадлежавшую последнему императору Византии Константину XI, и к тому времени ставшую семейной реликвией Палеологов. Пожив немного после свадьбы и пережив в, тогда еще, деревянной Москве незначительный пожар, Софья выписала из Италии знаменитого художника и архитектора Аристотеля Фиораванти и повелела ему построить под Кремлем белокаменный тайник (по мнению историков она же и подсказала Ивану Васильевичу перестроить Кремль, сделать его белокаменным). В нем и хранилась «либерия».

Сын Ивана III Василий III Иванович привлек для перевода книг монаха Максима Грека. Переводя «Толковую Псалтирь», Максим заодно сделал и опись «либерии» (это было отражено в «Сказании о Максиме Философе».)

От отца к сыну библиотека перешла к Ивану Грозному. Для него она стала любимым и лелеемым сокровищем. В какой бы дворец он не переезжал, от дворца царя всегда проводился подземный ход к тайнику с библиотекой.

Во время Ливонской войны (1565-1566гг.) в России оказалось множество пленных ливонцев. Их расселяли по разным провинциальным городам. Сопровождающим был Дерптский пастор Иоанн Ваттерман. Однажды, встретившись с Иваном Грозным в Александровской слободе, пастору было сделано довольно заманчивое предложение от царя – заняться переводом древних книг. Побывав в хранилище и увидев собственными глазами сокровище, о котором по Европе ходили противоречивые слухи, пастор онемел от такого количества раритетов, имен и ценностей. Якобы занимаясь переводом, Ваттерман составил каталог государевой сокровищницы.

«…Сколько у царя рукописей с востока. Таковых было всего до 800… Ливиевы истории, Цицеронова книга Де республика и восемь книг Историарум. Светониевы истории о царях… Тацитовы истории. Вергилия Энеида и Итх…»

(«Итх…» - это «Итхифалеика», популярная среди современников Вергилия, но ко времени Смуты на Руси уже считавшаяся утерянной. Кроме известных гимнов Пиндара, библиотека содержала и другие его стихотворения, о которых не знал никто. Историки же были представлены почти все и в полном объеме!).

В 1564 году, устав от мятежей и сопротивления бояр, Иоанн с царицей и детьми выехал насовсем из Москвы. Этот отъезд должен был выглядеть как обычный отъезд на богомолье в Коломенское. Но именно что должен был… Царский поезд был не только мрачно величествен, но и длинен чрезвычайно: несколько сотен подвод! Царь забрал с собой не только иконы и кресты, он сложил на подводы всю свою одежду и драгоценности, а также «деньги и всю свою казну» (деньги понимаются Александро-невской летописью отдельно, а казна – бумаги, грамоты и книги! – отдельно). Обоз сопровождала необычайно! большая вооруженная охрана.

Царь, побывав в Коломенском две недели отправился в Троицу. Но и там долго не задержался. Окончательно остановился в Александровской слободе. Библиотека была при нем – проезжая во Владимир через Александров, «либерию» видел Ваттерман. Есть косвенное подтверждение, что библиотека существовала и в 1581 году – англичанин Джером Горсей принял в подарок от царя Библию.

После известных вам, читатель, событий (ультиматум царя – или отречение или опала на бояр, под давлением народа бояре отступили), Грозный возвращается в Москву и селится в новом дворце – на опричном дворе за рекой Неглинной, на Воздвиженской улице. Квадратный, огромных размеров двор, обнесенный высокой каменной стеной с тремя воротами размещал царские палаты, хозяйственные постройки, а рядом – приказы. Охрана – 500 стрелков – постоянно охраняла и несла караул.

Но и на этом месте царь прожил не долго. Пожар 1571 года сжег дотла дворец и всю Москву и вынудил его переселиться в Вологду, где давно уже, по приказу Ивана Грозного, строился каменный город, чтобы назваться столицей Руси. Приезды его в столицу бывали короткими, да и то все реже и реже. Лишь обезумевший после смерти сына Ивана, возвратился царь за гробом в Москву в 1581 году и уже до смерти не уезжал. Привез ли он библиотеку с собой? Известно – подвод в царском обозе было очень мало.

Вот и все факты. Исторические и реальные. А если Вас интересует продолжение поисков и возможное, заметьте, ВОЗМОЖНОЕ нахождение библиотеки, то это будет в следующей части…


«У нас хранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые из них относятся еще к VI веку н.э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог. А кроме нашей библиотеки, уникальные древние рукописи есть в библиотеке РАН в Санкт-Петербурге и Государственном Историческом музее в Москве».
«Труд», 22 ноября 1944 года: «В шкафах Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина хранится много тысяч древних рукописей и рукописных книг. Среди других здесь находятся ПЯТЬ книг большого формата в старинных кожаных переплетах из личного собрания ИВАНА ГРОЗНОГО… Крупнейший специалист древнерусских рукописных книг профессор Г.П. Георгиевский… говорит: «Книги хорошо сохранились. Листы их почти не пожелтели от времени. Изумительные рисунки, мастерски выполненные лучшими художниками XVI века, сохранились до настоящего времени яркость своих красок».

Ну вот мы и подошли к главному, попытке найти таинственную «либерию». Факты, одни голые факты и может быть чуточку предположений. Вывод придется делать уже тебе читатель.

Искал библиотеку Борис Годунов! Плохо кончил. Искал ее и Лжедмитрий!.. Судьба его тоже известна. Поисками библиотеки занялся Наполеон Бонапарт, войдя в Москву!

Положивший начало крупным изысканиям в Египте, Наполеон не мог пройти мимо загадки библиотеки Ивана Грозного. И наверное подобрался к находке вполотную!… Будучи непревзойденным полководцем, все последующие годы проиграл все свои битвы. В итоге, под строгим надзором, скончался от неизвестной болезни..

1822 год. Профессор Дерптского университета Христиан Дабелов обратился в государственные архивы Эстляндии с просьбой прислать ему интересные исторические публикации и документы. Из Пернова (Пярну) ему пришел пакет, где лежали два исписанных листочка. Это был список Ваттермана (см. часть 1). Сделав копию со списка, Дабелов отправил документ обратно в Пернов.

Профессор Вальтер Клоссиус в 1826 году приехал в Пернов ознакомится с этим списком в подлиннике, но … списка уже не было в наличии! Попытка разыскать «либерию» в Москве также не принесла ему удачи. В конце XIX века Страсбургский ученый Эдуард Тремер, снискав поддержку императора Александра III, специальным зондом исследовал землю под сооружениями Московского Кремля. Большая надежда возлагалась на подклеточный этаж теремного дворца, возведенного над белокаменными погребами. Была обнаружена под горами мусора и бочками с дегтем небольшая дворцовая церковь, но… Уезжая из России Э. Тремер сказал: «Наука поздравит Россию, если ей удастся отыскать свой затерянный клад».

Не остались в стороне и русские историки. Началась раскопка Кремля. Основание – заявление пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова сделанного в 1724 году. Доношение в Канцелярию Фискальных дел в Петербурге, в котором заявлял, что во время поисков, по приказу Петра I, в подземелье Кремля имеются «две палаты» заставленные до потолка сундуками с неизвестными содержимым. На них «замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые; и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Во время проведенного допроса указал, «что знание сие» ему передал дьяк Василий Макарьев, в тот момент бывший уже при смерти. Макарьев наткнулся на хранилище во времена царевны Софьи. Тайники были возле Тайницких ворот, а ходы от них выходили к реке Неглинной в Круглую башню…

Приняв к сведению, Сенат решил провести раскопки. Искали подземелья у Тайницких ворот на Житном дворе, на площади против Иностранной коллегии, напротив колокольни Ивана Великого, у Цейхгаузской стены в Круглой башне, в Тайницких воротах. Найти ничего не успели, так как за пономарем была обнаружена казенная
недоимка и его слова были приняты за попытку открутится от казенного долга.

Но… По следам пономаря прошлись раскопки возглавляемые князем Н.С. Щербатовым в конце XIX века. Правда безрезультатно. В начале XX века идею «либерии» подхватил Игнатий Яковлевич Стеллецкий. В 1914 году он съездил в Пярну и нашел-таки заветные листочки с пометкой «W»! А ведь они исчезли более ста лет до
этого. Не имея возможности сфотографировать, Стеллецкий переписал документы от руки. После этого листки с пометкой исчезли опять!.. Почти полвека он занимался этой проблемой и, скончавшись в 1949 году, так и не завершил главного своего труда.

Что интересно, во время поисков библиотеки Ивана Грозного, появился и устойчиво начал распространяться слух о «слепоте» преследующей людей почти нашедших разгадку и блуждающих где-то около библиотеки. Бытовало и бытует мнение, будто Софья Палеолог была колдуньей и наложила на хранилище книг и рукописей «проклятье фараонов», о котором узнала из древнего пергамента, свитка, хранившегося в той же библиотеке!!!

16 сентября 1997 года мир облетела сенсационная весть – 87 летний московский пенсионер Апалос Иванов в личной беседе с мэром Москвы Юрием Лужковым сообщил ему, что знает местонахождение знаменитой библиотеки Ивана Грозного!!! Долгое время работая в Кремле, он однажды уже побывал в тех
подземельях, где было «забыта» библиотека. То, что до сих пор она не открыта объясняется строгим режимом секретности за кремлевскими стенами. Что загадки библиотеки в принципе не существует, и те, «кому положено», о ее местонахождении прекрасно осведомлены.

Апалос Иванов, будучи инженером, в 1930 годах получил задание «определить кубатуру» храма Христа Спасителя. Во время своих «изысканий» он обнаружил «потайной ход в восточной стене бывшего храма». Пройдя тридцать четыре ступени вниз, исследователь оказался в просторном тоннеле. Высота хода была более роста человека. Дальше ход раздваивался. Один ход вел к Кремлю, второй уходил вправо, к Самоновскому проезду. Инженер нашел там и «прикованные ржавыми цепями скелеты», и «железные двери», разделяющие отсеки переходов. Далее подземный ход перекрывала железная дверь. На этом исследования Иванова закончились. Сотрудники «доблестного» НКВД опечатали дверь и выставили надежную охрану а выход к Москве-реке замуровали кирпичной кладкой.

Рано умер Игнатий Яковлевич Стеллецкий, скоропостижно скончался писатель и энтузиаст Василий Осокин, ослеп Апалос Иванов. Очень многие, кто хоть как то прикоснулся к «либерии», испортили себе жизнь. Череда неудач, слепота и смерть. Может быть это просто череда случайностей?


Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #117 : 25 января 2017, 15:13:45 »
Москва Масонская. Легенды и предания «вольных каменщиков»



Масонские знаки в музее Царицино


Один из самых сложных и запутанных вопросов в истории русской культуры — вопрос о происхождении и развитии масонства в России. Разобраться с ним поможет москвовед Мария Антоненко.

Вольные каменщики

Ещё со времён средневековья существовали вольные каменщики — гильдия строителей. У них было особое право перемещаться беспрепятственно по всем странам, отправляться туда, где планировалось богоугодное дело. Обладая секретными знаниями строительного мастерства, вольные каменщики возводили величественные соборы по всей Европе. А на период строительства храма сооружали для себя жилища, которые назывались ложами. Они там не только ели, спали, но и проводили таинства, ритуалы вступления в гильдию каменщиков.
Например, в Англии эпоха строительных гильдий закончилась с приходом королевской династии Тюдоров.


Великая Ложа

24 июня 1717 года в Лондоне в пабе «Гусь и противень» собрались представители разных сословий. Они основали масонскую ложу для взаимовыручки. Каждый нуждающийся мог получить помощь своих «братьев», и не только материальную. Члены братства стремились к самосовершенствованию, чтобы стать достойными людьми своей страны. А в масонство проникли утопические идеи, утверждавшие, что можно построить справедливое общество на основах достижений науки и разума.

Масоны позаимствовали тайную систему обозначений у вольных каменщиков эпохи средневековья, а также включили в проведение своих ритуалов символы и знаки различных культур, религиозных течений.

Братство масонов считало себя преемниками уничтоженного Святой Инквизицией в XIV веке ордена тамплиеров. По легенде, этот средневековый орден владел тайными знаниями. Тамплиерам удалось отыскать Храм Соломона в священном городе Иерусалиме, где находилась книга царя Соломона. Владелец этого артефакта мог стать властителем всего мира, так как на страницах книги царя Соломона были прописаны все ответы на тайны Вселенной.

К началу XVIII века масонство быстро распространилось по всей Европе, а также за её пределами. В Россию масонство попало при царствовании Петра I. К сожалению, данные о становлении и развитии русского масонства первой половины XVIII века чрезвычайно скудны. Отчасти это связано с тем, что законы Братства запрещали раскрывать тайну своей организационной деятельности, и вообще было не принято описывать на бумаге всё, что происходило в ложах. Если и оставались какие-то архивные документы, то их тщательно уничтожали с наступлением периодов гонений на орден. Большое влияние на масонство в России оказывали масонские ложи разных стран: английские, немецкие и частично французские. Так в 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Но поскольку в России в первой половине XVIII века масонское учение оставалось чуждым русскому обществу, Джон Филипс распространял его в основном среди узкого круга лиц, единомышленников, преимущественно иностранцев. С 1740-х годов масонских лож появляется всё больше, и в них уже вступали представители русской знати: граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы, Иван Елагин, Роман Воронцов и другие. Рассвет русского масонства приходится на период правления Екатерины II.


 Москве до 70-х годов XVIII века насчитывалось 13 лож, но все они были разрознены и не имели стройной организации. Новый толчок в развитии московского масонства и масонства в России в целом приходится на 1779 год. Поспособствовали этому два выдающихся деятеля — Николай Новиков и Иван Шварц. Последний из них впоследствии создал Орден Злато-розового Креста и стал главой русского розенкрейцерства. Благодаря ему в 1782 году на общемасонском конвенте в Вильгельмсбаде русские масоны получили самостоятельность.

Новиков, один из выдающихся просветителей, журналист, издатель, приехав в Москву, арендовал и возглавил типографию при Московском Университете. На тот момент в городе была всего одна типография, но с появлением Новикова через несколько лет их насчитывалось пять. Одной из них была масонская, там издавались такие книги, как «Карманная книжка вольных каменщиков», «Новое светило химии» и другие. Новиков же был инициатором создания Типографической компании, которая находилась в районе Сухаревской близ Садового кольца. Также совместно с московскими масонами он основал Дружеское учёное общество, а в своём доме открыл первую публичную библиотеку, куда могли приходить люди из низших слоёв общества.

Масоны в Москве XVIII–XIX веков внесли огромный вклад в развитие общества и благополучия своей страны.


Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #116 : 23 января 2017, 13:34:58 »
Пророчества Преподобного Серафима Саровского







Преподобный Серафим Саровский:
«...архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их»

(Серафим Саровский пред своей смертью говорил Мотовилову о своем видении России в наше время: "Не захотят через слюну, будет им через понос кровавый").

Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал всеобщий бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения: «Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…»
В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет Мученица – Царица Александра», обняла ее и благословила.
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. «Он выше всех царей будет», - говорила она. А на смертном одре кричала: "Царь, сам отрекись от престола!" На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас».
Царю передали ее слова: «Государь, сойди с Престола сам». Святой Серафим Саровский еще в1832 году предсказал не только падение Царской власти, но и момент ее восстановления и воскрешения России: «…но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и Отечество и Святую Церковь, а Государя и вся Царскую фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской, но не столько и тут крови прольется, сколько когда правая за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Свои миром и превознесет Помазанного Своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу Своему».


Особое место среди пророчеств преподобного Серафима Саровского занимает пророчество о будущем Царе-мученике


«Того Царя, который меня прославит,— говорит преподобный Серафим,— и я прославлю».
Это пророчество начало исполняться в 1903 году при прославлении преподобного Серафима, когда Государь написал: «Немедленно прославить». Помним мы предсказание Преподобного о том, что будут великое торжество и радость, когда Царская фамилия приедет, и среди лета воспоют Пасху, предсказание, которое заканчивается скорбным изображением грядущих испытаний России: «А что после будет — ангелы не будут успевать принимать души». Царская семья действительно посетила Саров и Дивеево в дни открытия мощей преподобного в 1903 году. Государь с архиереями нес раку со святыми мощами, и народ пел в великой радости Пасху. И вторая часть предсказания после этого скоро стала реальностью. Но разве все уже совершилось из того, что сказал Преподобный?

Прославление Господом Царя-страстотерпца Николая Александровича в мученической кончине, очевидно, должно запечатлеться и церковным прославлением.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #115 : 22 января 2017, 20:38:45 »
Значит, и сейчас ищет. Но мы ему не скажем  где  она ;)
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42904
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #114 : 22 января 2017, 20:37:22 »
Думаю, что Собянин ищет именно Либерию. Вся Москва летом разрыта
Она и сейчас разрыта.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #113 : 22 января 2017, 20:37:22 »
Искать Либерию начали при Борисе Годунове. Причем интерес к ней проявляли, преимущественно, представители папы римского, продемонстрировавшие удивительную осведомленность в огромной ценности библиотеки. Так, в Москве несколько лет жил Петр Акудий – эмиссар Ватикана, главной целью которого были поиски Либерии. Искал таинственное книгохранилище и канцлер княжества Литовского Лев Сапега, и митрополит Паисий Лигарид, и  хорватский книжник Юрий Крижанич.





А вот русские источники этого времени о таинственной библиотеке молчат. Лишь значительно позднее, во времена Петра I в документах мелькают намеки на подземелья Кремля, где хранятся запечатанные сундуки. Кстати, Петр I даже отправил в Москву отряд солдат для проведения раскопок. Но работы неожиданно были прекращены, а солдатам приказано возвращаться в Санкт-Петербург. Однако до Северной столицы отряд не дошел – по дороге все солдаты умерли от дизентерии. Может, потому что найденное в подвалах Кремля должно было остаться в тайне?




Некоторые историки считают, что и Наполеон, а позднее Гитлер рвались к Москве в надежде найти сокровищницу древних знаний.

Раскопки на территории Кремля проводились и по приказу Николая II, и по приказу Сталина. Но, что характерно, начатые работы неожиданно сворачивались, а шурфы и раскопы засыпались так, чтобы от них не осталось и следа.

Поиски Либерии продолжаются и в настоящее время, но ведут их, преимущественно, энтузиасты и археологи любители, или как их еще называют, «черные археологи». Юрий Лужков  в 1992 году получил от исследователя Либерии Аполоса Иванова ряд документов и выделил на поиски библиотеки значительную сумму денег. Но проект был закрыт из-за откровенно негативной реакции некоторых известных ученых, в частности, Дмитрия Лихачева.

Так что, возможно, сундуки, полные бесценных сокровищ древней мудрости, все еще скрыты в одном из тайных подземелий.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #112 : 22 января 2017, 20:31:07 »
Думаю, что Собянин ищет именно Либерию. Вся Москва летом разрыта
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #111 : 22 января 2017, 20:29:06 »
Либерия Ивана Грозного


В одном из дошедших до нас сказаний о писателе Максиме Греке, монахе Афонского монастыря, говорится, что у царя Ивана Грозного было замечательное собрание редчайших древнейших книг. Отец Ивана Грозного и пригласил Максима Грека для составления каталога этих книжных сокровищ. Афонский монах, получивший образование в Париже и Флоренции, ревностно взялся за дело. После осмотра тайника он заметил: «…вся Греция не имеет ныне такого богатства». Сличая тексты некоторых греческих книг с их переводами на церковно-славянский язык, М. Грек обнаружил много неточностей и тут же принялся их исправлять, а также полностью перевел «Толковую псалтирь».

С тех пор вот уже не одно столетие привлекает к себе внимание как широкой публики, так и специалистов-ученых «либерия» Ивана IV. Термин этот взят из Ливонской хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта. Именно так назвал он библиотеку, замурованную загадочным царем Грозным в московском тайнике.

Царская библиотека состоит из двух частей: греческой библиотеки Софьи Палеолог и, так сказать, европейской – собственной библиотеки Ивана Грозного.

Как невеста царя Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI, приехала в Москву из Рима в ноябре 1472 года. Своим главным сокровищем она считала не драгоценности и золото, которые, конечно же, были в ее приданом, а старинные книги и древние рукописи. И все время, пока Софья жила в Кремле, она боялась пожаров, чтобы не сгорели древние книги. По наследству эта бесценная «либерия» досталась внуку Софьи Палеолог – царю Ивану IV, который помнил ее заповедь беречь книги от пожара и прятал их в специальном каменном подземелье. Иван Грозный был очень начитан и часто обращался в сочинениях к произведениям из своего собрания.





София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 год



Манускрипты из библиотеки Ивана Грозного видели несколько иностранцев, и в их числе был дерптский пастор Иоганн Веттерман. Об этом стало известно к середине XIX века из упоминавшейся выше «Хроники Франца Ниенштедта», умершего в глубокой старости в 1622 году и лично знавшего пастора.

Пастор Веттерман, знавший несколько языков, был поражен богатством собрания, в котором находились «Записки о галльской войне» Цезаря, кодексы императоров Феодосия и Юстиниана, «Итхифалеика» и «Энеида» Вергилия, поэмы и оратории Кальвуса и многие другие манускрипты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Далее в списке рядом с Полибием, Аристофаном и Пиндаром упомянуты имена уже совсем утраченных авторов – Гелиотропа, Зомарета, Замолея и других.

«Великий князь, – как повествует другой летописец, ливонец Ф. Клоссиус, – отменно уважал Иоганна Веттермана, как мужа ученого, и велел показать ему свою библиотеку, находящуюся в Москве и полученную от Патриарха из Константинополя… Наслышавшись много хорошего о сем ученом муже, великий князь велел разломать каменные своды с книгами, которые целых сто лет не открывались… потом призвать других, разумевших по-русски, и в их присутствии было вынуто из сводов несколько книг, которые и отданы Веттерману для просмотрения». Известия о том, где и как хранились бесценные книги, в разных источниках варьируются, но сам факт, что пастору Веттерману было показано несколько рукописей, можно считать вполне достоверным.

Но книги московской либерии тех счастливцев, которые ее откроют, поразят и своими переплетами. Значительная часть из них может оказаться в переплетах дощатых и из кожи, обыкновенно красной, иногда белой. Есть много в сафьяне лазоревом, выбиваемы золотом, были в либерии книги и обтянутые рыжими тканями, бархатом и оболоченныю камкою вишневою или «учажком золотным по таусиной земле».

Часто книги были с застежками, медными или серебряными, металлическими жучками, которые «резаны финифтью или пробиваемы». А жучки – это род ножек, или подставок, по углам, на исподней стороне переплета.

Восточные рукописи, которых в «либерии» насчитывалось до восьмисот, Иван Грозный большей частью покупал, нередко за весьма большие деньги, а частью получил в дар. В их числе было и сочинение арабского естествоиспытателя Захарии бен Мохаммеда Казвини «Аджаибу-ль-Мухлукат» («Всего мира мудрость»), или «Чудеса природы», которое содержало Космографию и естественную историю. В 1549 году это сочинение было отбито людьми великого князя, «Ураком с товарыщи», у казанских послов, ехавших к крымскому хану. Впоследствии ногайский князь Тинемхат спрашивал об этом сочинении: «А нечто молвит Тинехмат-князь: писал есми ко царю и великому князю о книге Азя ибу имах лукат. И государь тое ко мне книги не прислал. И Михаил[42] молвити: государь тое книгу в казнах своих искати велел и доискатися ее не могли».

В XVII веке таинственная библиотека Ивана Грозного не давала покоя многим иностранным ученым, слухами о ней полнилась вся Европа, говорили о ней в Константинополе и на монашеском Афоне, в папском Ватикане и Швеции, Дании, Италии, Германии…

В Москву приезжал Газский митрополит Паисий, который просил у царя Алексея Михайловича разрешения ознакомиться с греческими и латинскими сочинениями либерии. Агенты Ватикана – ученый монах Петр Аркудий и канцлер Лев Сапега – тоже побывали в Москве с поручением всяческими способами узнать, где находится библиотека с ценнейшими манускриптами. Католический Рим, наверное, до сих пор клянет себя, что позволил Софье Палеолог увезти с собой в Россию библиотеку византийских императоров, спасенную ее отцом от турок.

После смерти Ивана Грозного о царской библиотеке долгое время не упоминалось, и что с ней сталось – не ведал никто. В Кремле ли она, в селе Коломенском, в слободе ль Александровской или на Белоозере – Бог весть! Правители новой династии о ней позабыли, а если кто еще и помнил, предпочитал молчать – как бы чего не вышло!..

Это сокровище не могло перейти в Синодальную библиотеку прежде всего потому, что оно было собственностью Ивана Грозного; а во-вторых потому, что Синодальная библиотека была основана лишь в XVII веке. Упоминание о том, что либерия могла быть перевезена в Александровскую слободу и здесь могли бы сохраниться ее следы, тоже сейчас кажется сомнительным. В монастырской библиотеке находились рукописи по большей части времен позднейших, а в Александровской слободе следы пребывания царя почти вообще исчезли.

Многие исследователи считают, что книги либерии погибли во время московского пожара в 1571 году, когда город выгорел почти дотла. Правда, другие историки полагают, что библиотека исчезла позже – во время польского нашествия в 1612 году. Осажденные в Кремле шляхтичи мучались от голода и в поисках еды они обшарили все кремлевские подземелья. Возможно, что в одном из тайников поляки обнаружили хранилище древних рукописей и… съели часть из них.

Однако в этой версии засомневался историк Иван Забелин, который из архивных записей извлек один очень любопытный документ. В 1682 году (почти через 100 лет после смерти царя и через 70 лет после польского нашествия) государьев дьяк Василий Макарьев, выполняя тайное поручение правительницы Софьи Андреевны (знавшей о либерии), спустился в подземелье под Тайницкой башней. Пробираясь через многие переходы, он достиг Троицкой башни, рядом с которой оказался подземный ход (3 х 3 метра), в котором находилась закрытая дверь с тяжелыми замками, а над дверью было два оконца с железными решетками. Осветив через оконце внутренность камеры фонарем, дьяк увидел, что она до самых кирпичных сводов заставлена коваными сундуками.

Василий Макарьев был уверен, что нашел пропавшую библиотеку Ивана Грозного, и, выбравшись наверх, обо всем рассказал царевне Софье. Она внимательно выслушала его и приказала ему молчать и хранить тайну до самой смерти.

Царевна Софья понимала, какую ценность представляет либерия и что в случае победы над братом (Петром I) она будет обладать рукописями и манускриптами, за которыми так охотятся европейские ученые. Она не доверяла дьяку В. Макарьеву и приказала замуровать вход в тайник, чтобы вскрыть его потом – когда она займет царский трон. Но из истории мы знаем, что вместо царских палат Софья оказалась в заточении в Новодевичьем монастыре.

Незадолго до своей смерти дьяк В. Макарьев рассказал о сундуках с книгами пономарю Конону Осипову, и тот тоже решил разыскать библиотеку. В 1718 году он нашел лаз в подземелье, но тот уже был завален землей. Когда землю расчистили, открылся вход в туннель, однако продвижение внутрь его грозило обвалом и дальнейшие исследования в подземелье были прекращены.

В 1724 году упрямый пономарь приехал из Москвы в Петербург и рассказал о тайном подземелье и находке дьяка В. Макарьева Петру I: «Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, а в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками… А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи, в кольце проемные, замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые, и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Петр I распорядился отыскать кремлевские тайники, и опять Конон Осипов искал усердно, но подземный ход, исследованный В. Макарьевым, был заполнен водой, а поиски другого входа в туннель оказались безуспешными.

Несмотря на многие достоверные сведения, в истории об исчезнувшей либерии Ивана Грозного много еще неясного. Но многие исследователи глубоко убеждены, что она не пострадала ни от пожаров, ни от грабежей, так как всегда хранилась в одном из подземных кремлевских тайников, где находится и поныне. Нет нигде прямых указаний и на то, что в Смутное время она была увезена в Польшу.

Кованые сундуки, которые видел дьяк В. Макарьев, по предположению историка И. Забелина, могли содержать в себе царский архив. «Утрата этих ящиков, – писал он, – несравненно горестнее для русской истории, чем утрата всей библиотеки Ивана Грозного».

Вокруг либерии Ивана Грозного разгорались яростные споры, а некто Белокуров, чиновник московского архива, утверждал, что такой библиотеки вообще никогда не существовало. «Отыскивать следы мнимых рукописных сокровищ Ивана Грозного, – писал он в «Журнале министерства народного просвещения», – станет только ученый, обладающий беспочвенным воображением и не доверяющий исторической критике».

И такой ученый нашелся. Это был историк И. Стеллецкий, считавший, что от подземного туннеля В. Макарьева где-то должно быть ответвление, которое и приведет к либерии. А сама она находится в кремлевских тайниках, которые спроектировал еще Аристотель Фиораванти.

Неутомимый историк взялся за дело и занимался им почти 20 лет (с перерывами), но в 1935 году, когда дело могло вот-вот закончиться успехом, раскопки в Кремле были прекращены и на долгое время оказались под негласным запретом.

В настоящее время дело, которым в течение 400 лет занимались одиночки, намереваются вести специалисты разных направлений науки. Этим собирается заняться Штаб поисков библиотеки Ивана Грозного, созданный по инициативе Московского дворянского собрания. Как только получит разрешение правительства…


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38381
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #110 : 22 января 2017, 14:32:50 »
Горбатая Вещунья
Легенды об Останкино начали складывать еще в XVI веке. В 1558 году владельцем села Останкинское был знатный боярин Алексей Сатин. Однажды явилась к нему сгорбленная старуха, трижды стукнула клюкой о порог боярского дома и пригрозила: "Не распахивай землицу, не тревожь. На останках она древнего люда, потому и зовется Останкино". Не послушал старуху боярин, посмеялся, а через несколько дней был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного.
Следующим владельцем земли стал опричник немец Орн. Люто буйствовал иноземец в своем новом имении, да еще повадился разрывать и грабить древние могилы. И снова явилась вещунья и пообещала, что проклянет весь его род. Опричник выгнал бабку. А вскоре после этого через его имение проездом шли заморские купцы, везущие Ивану Грозному дорогой перстень с символом мироздания. Перстень приглянулся Орну. Убив и ограбив купцов, опричник зарыл их тела среди старых могил. Через несколько дней во время очередной вакханалии сгинул и Орн в останкинских болотах.

 

 
.