ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ ( памятки к уроку ):
1. На уроке преобладают доброжелательные и деловые отношения.
Учитель обращается к ученикам в спокойном и дружеском тоне.
Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учитывать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоционального состояния учителя и учащихся. Улыбка или шутка учителя оказываются иногда лучшим стимулом к работе, снимают напряжение и усталость.
2. Сохраняется в течение всего урока рациональный, относительно
устойчивый порядок. Педагогическая мудрость гласит: «Точным на
чалом урока учитель заслуживает уважение, а точным окончанием —
любовь своих учеников!».
Учитель не должен суетиться во время урока. Он должен перед его началом убедиться, все ли средства обучения подготовлены и лежат или висят на своих местах. Следует привлекать учащихся к ответственности за внешний порядок в классе, за его чистоту.
3. Учащихся целеустремленно и настойчиво побуждают к актив
ности.
При ведении урока обращайтесь ко всему классу. Все вопросы, обращения, замечания и задания адресуйте сначала ко всему классу. Сделайте небольшую паузу для обдумывания, а потом вызывайте ученика. Дайте возможность остальным стать соучастниками беседы, оценить ответ, дополнить его.
4. Требуйте само собой разумеющихся действий последовательно
и твердо. Не впадайте в командирский или упрашивающий тон.
5. Соблюдайте верный стиль и тон обращения учащихся. Особен
ности стиля и тона педагога: деловитость, приветливость, сдержан
ность. Не стоит одних учеников называть по имени, других — по фа
милии.
Учащихся старших классов надо называть на «Вы» и по именам.
6. Постоянно следите за тем, какое впечатление производят ваши ма
неры, поведение и внешность.
Не давайте поводов для обсуждения ваших манер, одежды и прически.
7. Анализируйте свое поведение, помните о тех своих действиях, ко
торые невольно привели к неудачам учащихся. Их можно было избе
жать.
8. Действенность поощрения или наказания зависит от того, прини
мает ли их ученический коллектив. Нельзя перехваливать или захва
ливать детей, нельзя постоянно порицать их , быть вспыльчивым.
9. Работайте с родителями, но не перекладывайте проблему с дисци
плиной на них. Учитель продумывает систему воспитательных мер
и точно определяет долю помощи в ней родителей.
10. Воспитание дисциплины — это воспитание отношений в коллективе.
Пусть обеспечение и развитие дисциплины будут делом самих учеников.
Учителю надо знать и предусмотреть заранее те ситуации урбка, в которых особенно велика опасность срывов дисциплины. Критическими ситуациями считаются те моменты урока, в которых дисциплина: учащихся отличается наибольшей неустойчивостью. К таким ситуациям относятся:
• начало урока;
• устная проверка заданий;
• момент оценки и выдачи работ;
• проверка домашнего задания;
• разъяснение организационных вопросов;
• переход от одного вида деятельности к другому;
• окончание урока;
• демонстрация опыта
• групповая работа;
взаимопроверка.